Жалоба на работу суда определение

Выкл. Автор admin

Образцы обращений (в том числе жалоб на действия (бездействие) судей или работников аппарата суда), не относящихся непосредственно к рассмотрению дел

Образцы обращений (в том числе жалоб на действия (бездействие) судей или работников аппарата суда), не относящихся непосредственно к рассмотрению дел, можно загрузить в удобном для вас формате или открыть их в виде шаблона G oogle (опция доступна при наличии Google аккаунта , при переходе нажмите на кнопку «Использовать шаблон»). Также вы можете загрузить все образцы в виде архива ZIP .

Обжалование отказа в ознакомлении с материалами дел участников судопроизводство

Обжалование отказа в копировании участниками судопроизводства материалов дела

скачать образец в формате DOC , PDF

Обжалование некорректного обращения судьи или работников аппарата суда

Обжалование недостатков работы официального сайта суда

Предложения по улучшению работы сайта суда

Обжалование отказа в допуске на открытое судебное заседание

Обжалование непредоставления или несвоевременного предоставления информации о деятельности суда по запросу

Обжалование отказа в ознакомлении с информацией о деятельности суда, находящейся в архиве

Обжалование ненадлежащего размещения информации в помещениях суда (на информационных стендах, технических средствах аналогичного значения и т.д.)

Обжалование несоблюдения судьями назначенного времени заседания

Обжалование запрета судьей участникам судопроизводства или иным лицам вести аудиозапись заседания

Обжалование уклонения судьи от вынесения процессуальных актов (например, когда судья без вынесения определения, возвращает заявителю его процессуальное обращение в суд с сопроводительным письмом)

Обжалование бездействия работников аппарата суда, выражающегося в нерассмотрении или несвоевременном рассмотрении поступивших от участников судопроизводства обращений (например, в случае, когда сотрудниками канцелярии не направляются копии судебных документов участнику судопроизводства по его письменному обращению)

Обжалование бездействия работников суда по непредоставлению информации по делам по запросу в устной форме (например, в случае, когда сотрудники канцелярии отказываются дать информацию о движении дела по телефону)

Обжалование отказа сотрудников аппарата суда в принятии каких-либо документов образец предложения, касающегося деятельности суда

При размещении данных форм (образцов) на сайтах, отличных от сайтов судов общей юрисдикции, ссылка на проект «Инфометр» обязательна.

Как пожаловаться на судью?

Ошибочно полагать, что люди, исполняющие обязанность судей, безупречны и всесильны. Судья – это точно такой же человек, как и все остальные, имеющий свое субъективное мнение, способный вспылить или отступить от предписанных ему канонов поведения.

Многие из них, вообще, в силу своего высокого положения и статуса неприкосновенности, теряют связь с реальностью, и спокойно преступают законы и элементарные правила вежливости.

Конечно, такое поведение недопустимо. Оно должно наказываться соответствующими нормами права, которые действуют абсолютно на всех без исключения субъектов общества.

Если Ваши права были нарушены действиями судьи, если судья допустил ошибки в процессуальном аспекте своей профессиональной деятельности, на него можно подать жалобу.

Жалоба на судью должна быть очень внимательно оформлена. Как это сделать правильно и доказать в споре с судьей свою правоту, мы расскажем в данной статье.

Что может быть основанием жалобы на судью?

Конечно, пожаловаться на судью можно только в рамках исполнения им своих профессиональных и трудовых обязанностей.

Если же человек, занимающий пост судьи, ударит Вас на улице по лицу, это будет уже совсем другая история. Здесь он будет выступать как обычный гражданин, который нарушил общественный порядок или закон.

Веским же основанием для обращения к нему жалобы должно быть нарушение им установленных правил ведения судебных дел, препятствование ходу разбирательства или заинтересованность в исходе уголовного или гражданского процесса.

Итак, жалоба на судью о нарушении процессуальных действий может быть подана, исходя из совершения им следующих фактов:

  • Явные нарушения УПК РФ;
  • Умышленное затягивание судебных разбирательств, несоблюдение сроков;
  • Протоколы судебных заседаний далеки от реально происходящих событий на процессе;
  • Судья отказывает в приобщении предлагаемых кем-то из сторон документов, не удовлетворяет важные для дела ходатайства, безосновательно не учитывает представленные доказательства;
  • В процессе состязательности сторон судья преимущественно дает слово одной из сторон, ущемляя вторую;
  • Судья состоит в родственных отношениях с кем-то из участников процесса – правило отвода;
  • Судья имеет заинтересованность в определенном исходе процесса;
  • Нарушается судейская этика;
  • Судья оказывает консультации по отношению кого-то из сторон, предварительно утверждает ход дела с государственным обвинителем;
  • Судья во время вынесения приговора или гражданского решения покидает совещательную комнату или звонит кому-либо;
  • Секретарь судебного заседания выходит после рассмотрения дела через совещательную комнату судьи, а не через выход в коридор;
  • Не соблюдаются этапы рассмотрения дела, нарушается последовательность процессуальных действий.
  • Это далеко не полный перечень причин и поводов недовольства работой своего судьи.

    Правило отводов дает возможность поменять судью на рассмотрении Вашего дела. Конечно, отвод должен быть обоснован. Нужны доказательства того, что судья заинтересован, Вы ему не доверяете, он имеет связи с кем-то из сторон дела.

    Как составить жалобу на судью?

    Оформлен данный вид документа должен по правилам документооборота и юридической документации.

    Обязательно обращение должно содержать ниже представленный перечень сведений:

    • Инстанция-адресат жалобы с уточнением имени уполномоченного выступать от ее имени лица;
    • Информация о самом заявителе: ФИО, место проживания и телефон для связи;
    • Информация о судье, к работе которого письменно излагаются претензии;
    • Указание конкретного дела, по которому возникли претензии;
    • Точное изложение выявленных нарушений со ссылкой на нормы;
    • Ваши требования по жалобе;
    • Дата подачи обращения и подпись.

    Как правило, заявитель не будет привлечен для разбирательства. Да и разбирательства, как такового, не будет.

    Комиссия той инстанции, в которую Вы обратитесь, самостоятельно проведет проверку действий судьи, вынесет решение по жалобе и направит Вам его для ознакомления. Общий срок рассмотрения подобного обращения не должен быть более одного месяца.

    Когда не будет требоваться сбора дополнительной информации для уточнения хода событий, решение по жалобе может и вовсе быть вынесено через 15 календарных дней.

    Конечно, существует мнение, что все судьи и их непосредственные руководители – это представители одной касты, которые не намерены наказывают друг друга. Исходя из такой позиции, кажется, что нет смысла подавать такого рода жалобы.

    Однако, это далеко не так. Судьи очень дорожат своим местом и страшно боятся обращения любой жалобы на их работу. По статистике около 30% таких обращений имеют положительный исход. А это немало.

    К жалобе очень желательно приложить документы, отражающие суть обращения, и доказательства, подтверждающие претензию.

    Хорошо, если у Вас в арсенале будут аудиозаписи с зала судебного заседания, которые бы точно подтверждали факт нарушения судьи.

    Куда можно пожаловаться на судью?

    Итак, документ составлен. Встает вопрос – как пожаловаться на судью? Судейский произвол, однозначно, не должен оставаться безнаказанным.

    Для этого лучше обзавестись опытным юристом-помощником, способным верно и толково изложить ситуацию и взять ход дела в свои руки.

    В качестве инстанций для жалобы могут быть использованы:

    • Председатель суда;
    • Квалификационная коллегия судей;
    • Прокуратура РФ;
    • Президент страны.
    • Не получив результата в одной из инстанций, можно смело переходить к обращению в следующую.

      Жалоба на действия судьи председателю суда

      В стране существует четкая судебная иерархия. При этом каждый конкретный судья подотчетен другому.

      Так, например, жаловаться на мирового судью можно председателю районного суда. На районного судью тоже можно написать жалобу тому же председателю суда.

      Председатель в районном суде контролирует деятельность самого районного суда и подотчетных ему участков мировых судей.

      В областных или арбитражных судах также имеются свои председатели, которые могут принять жалобу на сотрудника и вынести какое-либо решение по ней.

      Этот метод действенный. Воспользоваться таким правом может каждый, кто усмотрит в поведении судьи нарушение процессуального порядка рассмотрения дела.

      Не стоит путать жалобу на судью и обжалование решения, которое вынес судья. Это абсолютно разные процессуальные обращения.

      Жалоба на судью в квалификационную коллегию судей

      Судейская коллегия – это именно та инстанция, которая создана, в том числе, и для рассмотрения подобных жалоб.

      Только квалификационная коллегия может наложить на судью, в случае удовлетворения жалобы, дисциплинарное взыскание.

      Для того, чтобы коллегия смогла рассмотреть Ваше обращение, оно должно предварительно быть представлено председателю суда.

      Получая обращение от граждан, председатель суда, если усмотрит объективность предъявленной жалобы, обязан обратиться с соответствующим документов в коллегию судей.

      Сотрудники судейской коллегия обязательно проведут проверку по факту нарушения и вынесут решение.

      Образец жалобы на судью

      Председателю квалификационной коллегии судей

      От Сергейчук Надежды Сергеевны,

      Прож.: г. Красногорск, ул. Новая, д.134, кв.234

      Жалоба на незаконные действия мирового судьи судебного участка №12 Пятницкого района г. Красногорска

      12 мая 2017 года в ходе рассмотрения уголовного дела № 1-9/17, в котором я выступаю подсудимой по ст. 264.1 УК РФ, мировой судья Дорожкина Галина Петровна, осуществляющая функции судьи на участке №12 Пятницкого района г. Красногорска, совершила следующие незаконные действия:

    • Перед судебным заседанием обсуждала ход рассмотрения уголовного дела с государственным обвинителем Пеньковым Петром Ивановичем;
    • Не разъяснила на судебном процессе право сторон заявить отвод вновь изменившемуся государственному обвинителю Пенькову Петру Ивановичу;
    • В ходе судебного заседания неоднократно отвечала на личные звонки по телефону.
    • Данные нарушения процессуального порядка, допущенные судьей, зафиксированы мною с помощью камеры мобильного телефона. Такое поведение является нарушением судейской этики и УПК РФ. Считаю, что данное поведение является неподобающим для судьи и напрямую ущемляет мои интересы как представителя стороны дела.

      В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об органах судейского сообщества», ст. 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей и п.1 ст. 12.1 ФЗ «О статусе судей в РФ» и на основании выше изложенной информации

      1. Осуществить проверку в отношении мирового судьи Дорожкиной Г.П.
      2. Привлечь Дорожкину Г.П. к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
      3. Сообщить мне об исходе рассмотрения жалобы письмом по указанному в заявлении адресу.

      Приложение: диск с файлов видеозаписи судебного заседания от 12 мая 2017 года.

      Жалоба на судью в Прокуратуру

      Прокуратура РФ – безусловно, надзорный орган, способный разрешить любой конфликт интересов и выявить нарушения прав. Однако, суд, на 2019 год являясь самостоятельным органом, не подотчетен прокуратуре.

      Такое нововведение появилось еще в 2002 году. Жаловаться, конечно, в прокуратуру тоже можно, но маловероятно, что такая жалоба даст результат.

      К тому же, прокуратура имеет тесные дружеские отношения с судейским составом, постоянно пересекаясь. Этот факт также не играет на руку заявителям жалобы.

      Прокуратура, получив Вашу жалобу, скорее всего, вынесет отказ, обосновав тем, что Вы ошиблись инстанцией. Или же самостоятельно перенаправит заявление в коллегию судей.

      Самые смелые и уверенные в своей правоте граждане пишут жалобы на судью даже президенту страны. Такой вариант законом не запрещен. Существуют даже реальные случаи, когда такое обращение действительно было получено главой страны, и вынесено по нему решение.

      Писать жалобу президенту можно, когда ни одна из предыдущих инстанций не помогла в решении проблемы, и действия судьи по-настоящему резонансны и противозаконны.

      Идеальный судья – это лицо, защищающее права, интересы и свободы всех без исключения граждан. Кроме этого, это человек, который сам соблюдает все законы и ведет благопристойный и образцовый образ жизни.

      Реальный судья, к сожалению, может быть очень далек от такого идеала. Он может быть жестоким, не уважать интересы других людей, считать себя избранным и неприкосновенным и, в силу этого, совершать незаконные или даже преступные деяния.

      Такое поведение должно во всех случаях пресекаться. Жалобы на судей приносят свой результат, и этого не стоит бояться. Суд в стране, конечно, должен быть независимым, но лишь в рамках действующего законодательства.

      Видео: Жалоба на судью

      Жалоба на работу суда определение

      Совет судей города Москвы

      107076, г. Москва, Богородский вал, д. 8

      В производстве Н-го районного суда города Москвы находится дело № ХХХХ.

      Решение по делу было вынесено 11 ноября 2010 года.

      Нами была подана апелляционная жалоба 16 ноября 2011 года.

      Судебное заседание по апелляционной жалобе состоялось 17 марта, то есть спустя 4 месяца после подачи жалобы. До этого было еще одно судебное заседание, но судьей М. стороны не извещались, поэтому на заседание никто не явился. Мы смогли узнать о дате рассмотрения, только лично появившись на приеме у судьи, поскольку по телефону канцелярии нам эту информацию не предоставляли, а телефон М., указанный на сайте Н-го суда, никогда не отвечает. Судья не извещает лиц, участвующих в деле, в нарушение ст. 113 ГПК РФ, ст.6 Инструкции о делопроизводстве в районном суде.

      В ходе судебного заседания 17.03.2011 судья М. установил, что в жалобе содержатся сведения, которые можно рассматривать как замечания на протокол. На этом основании судьей было принято решение о необходимости направления материалов дела мировому судье «для удостоверения замечаний на протокол», о чем судья (возможно) вынес определение. Утверждать этого мы не можем, поскольку ознакомиться с делом нельзя.

      Однако до 5 мая включительно судья Н-го суда М. даже не сдал дело в канцелярию, поэтому оно не было передано мировому судье Ч. Таким образом, судья нарушает п.3.5. Инструкции по делопроизводству в районном суде. Кроме того, председатель суда нарушает п.7 ст. 6.1. ГПК РФ.

      Нами были поданы жалобы 25 апреля в электронном виде на сайт суда, однако до сих пор, спустя месяц, никаких мер не принято с нарушение ст.4 Инструкции по делопроизводству в районном суде. Кроме того, председатель суда нарушает п.7 ст. 6.1. ГПК РФ, согласно которому заявления об ускорении дела рассматриваются председателем в 5-дневный срок с момента поступления в суд

      В соответствии со ст. 327 ГПК РФ, Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции.

      В соответствии со ст. 154 ГПК РФ, Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

      В соответствии со ст. 6.1. ГПК РФ,

      Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок. При определении разумного срока учитываются такие обстоятельства, как ……… достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе с заменой судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока.

      В соответствии со ст.ст. 46-47 Конституцией РФ,

      Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

      Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

      В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в РФ»,

      Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.

      Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

      В соответствии со ст. 4 Кодекса судейской этики,

      Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.
      Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.

      В соответствии со ст. 5 Кодекса судейской этики,

      Судье, имеющему организационно-распорядительные полномочия в отношении других судей, следует предпринимать необходимые меры для обеспечения своевременного и эффективного исполнения ими своих обязанностей.

      На основании изложенного мы делаем вывод о нарушении судьей Н-го суда города Москвы М при попустительстве Председателя Н-го суда города Москвы требований процессуального законодательства, а также положений ст.ст. 4,5 Кодекса судейской этики. В результате действий (бездействия) судей нарушено наше право на судебную защиту, на судопроизводство в разумный срок.

      Просим Вас рассмотреть нашу жалобу и по возможности указать судьям Н-го районного суда города Москвы на необходимость добросовестного соблюдения ими своих обязанностей.

      Обзор почты ВККС РФ

      Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

      Каждая жалоба — это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она — последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

      Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

      Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

      Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

      Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

      Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ», «Квалификационная комиссия ВС РФ», «Высшая Судебная Коллегия РФ», «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ».

      Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций. ».

      Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами. ».

      Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС — Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ — Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

      Обратимся к установлениям закона.

      ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» — это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии — судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии — представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии — представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

      ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии — Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

      Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

      ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

      Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

      Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

      Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

      Вновь обратимся к закону.

      В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

      Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это — прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

      ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

      Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

      Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

      Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС. », «указать ККС. », ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

      Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

      Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

      Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

      Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

      Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

      А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, — одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации — представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

      Суть квалификационной аттестации — оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

      Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

      Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

      «Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

      Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

      Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ» и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

      Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в. полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

      Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

      Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

      В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

      Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

      — в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

      — в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

      Мотивированное решение. квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. »

      Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

      Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

      Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу. квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

      Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей. к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

      Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

      А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

      Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

      Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это — полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это — компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

      Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

      Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

      Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

      Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

      Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

      Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

      Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

      *Опубликовано в официальном издании «Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации» № 4 (22) 2009.

      Кому и куда жаловаться на суд? Советы юристов

      О том, куда жаловаться на работу суда, знают далеко не все, хотя с неприятными, несправедливыми ситуациями сталкивались многие из тех, кто был вынужден однажды обратиться в эту инстанцию. Так сложилось, что большинство ощущают себя этаким угнетенным классом, поэтому редко задумываются, как можно отстоять свои права. Зная, куда жаловаться на судью районного суда, можно добиться пересмотра дела в свою пользу, восстановить справедливость и отстоять интересы. Наша страна переживает все новые и новые реформы правовой системы, и многие слабо ориентируются во вводимых нормативах. Да и красивые формулировки законов не всегда реализуются на практике. И все же граждане должны прикладывать усилия, добиваясь положенной справедливости, в том числе зная, куда жаловаться на решение суда.

      Шаг за шагом на защиту своих прав

      Нередко проблемы справедливости спровоцированы непрофессионализмом работников судебных инстанций. Зачастую причина в круговой поруке, кумовстве. Знать, куда жаловаться на судью городского суда, необходимо, если человек столкнулся с халатным отношением, неактивностью работника правовой инстанции. Многие привыкли спускать все «на тормозах», а документы «случайно» терять. Конечно, по закону такое недопустимо, но граждане редко пытаются отстоять положенную справедливость, что стимулирует многих и дальше безответственно относиться к работе. Изменить ситуацию можно, если каждый будет знать, куда жаловаться на городской суд, и делать это, если есть повод.

      Судья – чиновное лицо, однако человек, которому так же свойствены страсти, привязанности, обиды. Не все те, кто оказался в этой должности, порядочны, не всегда обладают высокой квалификацией. Правовая документация требует соблюдения судебной этики, но не каждый задействованный в правовой системе в реальности соблюдает установленные ограничения. Зная, куда жаловаться на неправильное решение суда, можно стимулировать правовую инстанцию разобрать дело четко, справедливо, точно.

      Знать, куда жаловаться на действия судов, нужно, если в ходе заседания представитель системы правосудия позволяет себе насмешки над сторонами, агрессивные высказывания или повышение голоса, крик. Некоторые откровенно грубят гражданам, другие ведут себя словно бы «по-хозяйски», а кто-то и вовсе рассматривает дело пристрастно, даже не скрывая этого факта. Далеко не всякий гражданин в такой ситуации понимает, что это противозаконно, и требует защиты его прав.

      Если судья позабыл о положенных правилах поведения, наилучший путь напомнить об этом – написать жалобу в официальном порядке. При этом не стоит думать, будто бы это испортит отношение к участникам процесса еще больше – как таковых отношений с судьей нет и быть не может, а вот несправедливость нужно устранять. Зная, куда жаловаться на председателя суда, можно заставить принимать свои интересы во внимание, а также вынудить соблюдать законы тех, кто призван охранять нормы права. Всего лишь написание жалобы с официальной регистрацией позволяет устранить проблему повышения голоса и неадекватного поведения в здании суда. Отмечается, что после такой меры нарушений в процедуре будет минимум – хотя, вероятно, увеличится объем официальных бумаг.

      В первую очередь на вопрос: «Куда жаловаться на суд?» — специалисты советуют обращаться в квалификационную коллегию. Альтернативный вариант – судейский совет. Если нарушена процедура суда, если рассмотрение по неоправданным причинам затягивают, а представитель судебной инстанции не спешит исполнять возложенные на него в рамках суда обязательства, тогда на помощь придет председатель суда. Написать в его адрес жалобу можно, если, к примеру, сторонам не были направлены в положенный срок извещения о состоянии дела.

      Пристрастность судьи – еще один повод разобраться, куда жаловаться на областной суд. У граждан, заинтересованных в корректном рассмотрении дела, есть право отвода. Таковой вряд ли будет принят, поскольку не в интересах судьи признавать свою заинтересованность в исходном решении, хоть прямую, хоть косвенную. Тем не менее заявление на отвод – это повод для представителя правоохранительной станции начать вести себя в зале суда корректно. Нередко вопросы о том, куда жаловаться на районный суд, возникают, когда главный участник процесса прямо в ходе заседания консультирует одну из сторон. Если написать отвод, подобное противоправное поведение прекратится.

      Считается, что среди вариантов, куда жаловаться на районный суд, хорошим выходом будет прокуратура. Это ошибочное мнение, сотрудники этой инстанции ничем не помогут. Не будет полезным и обращение в средства массовой информации. Бытует мнение, будто бы на помощь может прийти европейский суд – оно тоже ошибочное. Обусловлено это специфическим положением судебных инстанций в правовой системе нашей державы – они обладают высоким уровнем независимости, поэтому указанные направления для написания жалобы не имеют рычагов влияния, воздействия. Разбираясь, куда жаловаться на суд, нужно обращаться в первую очередь к имеющим специфическую власть инстанциям.

      Как оформить обращение?

      Нужно знать не только куда жаловаться на суд, но и как сделать это правильно. Жалоба должна содержать полноценное, детальное рассмотрение сложившейся конфликтной ситуации. Если есть возможность, необходимо оставить ссылки на конкретные листы дела. Не будет лишним перед составлением жалобы проконсультироваться с юристом, какие пункты действующего законодательства нарушает представитель правовой инстанции. Все их нужно перечислить в жалобе.

      Не стоит надеяться, что удастся уволить судью, лишь зная, куда жаловаться на суд, и пользуясь этой информацией. Конечно, теоретически это возможно, но практически случается крайне редко и показывает лишь на наличие влиятельных врагов судьи, воспользовавшихся сложившимися обстоятельствами.

      В классическом варианте спустя 30 дней гражданин получает от инстанции официальный ответ на жалобу, причем чаще всего содержащий данные о том, что судебное поведение вне компетенции отвечающего органа. Еще один распространенный вариант – «свалить» всю вину на помощника судьи и указать, что ответственный был наказан.

      То есть никакой пользы?

      Не стоит думать, что формулирование официальной жалобы – бесполезная трата времени. Несмотря на официальный мягкий ответ, не свидетельствующий ни о каких серьёзных мерах, нужно понимать, что жалобу рассматривают, причем не сам судья, а вышестоящие по рангу работники инстанции – как правило, председатель. Обычно, как рассказывают юристы, в такой ситуации судью в частном порядке призывают адекватнее вести себя в рамках судебного заседания.

      Особенности формулирования жалобы

      Довольно распространённая ошибка – написание документа по образцу и направление его на рассмотрение в ВККС. Обыватели, не имеющие специфического юридического образования, ошибочно считают, что уже одно обращение может спровоцировать самый высокий в стране орган судебной системы разбираться с любым делом.

      Специфика работы правовой системы в нашей стране такова, что необходимо иметь документальное подтверждение буквально каждого шага. То есть президент государства, ВККС или председатель суда только на основании жалобы не могут отстранить судью от процесса. Никто не может корректировать судебные решения – эта неприкосновенность оговорена в законе. Впрочем, порядка трети обращений приводит к дисциплинарным наказаниям, чаще всего в виде прекращения полномочий на некоторый временной промежуток.

      И как добиться своего?

      Чтобы жалоба дала действительно полезный для конкретного дела результата, а не пропала в огромных объемах документооборота, необходимо описание ситуации подкрепить максимально объемным списком документации. Наилучшие шансы имеют те, кто регулярно проверяют материалы дела лично. В них можно найти разнообразные ошибки, допущенные представителями правоохранительной инстанции. Все эти ошибки необходимо фиксировать, документировать, сохранять. Даже если это описка, которая кажется незначительной на первый взгляд, она заслуживает внимания того, кто желает бороться с судебным произволом.

      Если выявлены несоответствия или иные нарушения в документации, листы нужно копировать и сохранять. Не менее важно регулярно проверять протоколы заседаний. Они могут быть составлены с нарушением сроков, если таковое есть – нужно оформить ходатайство на предоставление документации. Если выявлено, что протокол расходится с реальным течением заседания, нужно по этому поводу пять дней подряд формулировать замечания.

      Именно так подумает, скорее всего, обыватель, ознакомившись с этой последовательностью действий. Это верно: ходатайства вряд ли могут убедить суд в неправомерном поведении, ведь если таковое имеет место, то судьи и все работники правовой инстанции и так прекрасно это понимают. Тем не менее регулярное составление официальных бумаг, а при отказе от их рассмотрения ссылки на новые обстоятельства и повторная подача позволяют составить внушительный портфель бумаг, полезный на этапе доказательства неправомерности судебного решения, действий суда в рамках конкретного процесса.

      Определение по такому процессу можно обжаловать апелляцией, а для фиксации заседаний при себе нужно иметь диктофон – по закону участник вправе таким образом записывать все происходящее в зале. Что немаловажно, судья не обязан знать о наличии диктофона. Наиболее эффективный способ бороться с нарушениями во время заседания – подать прошение на фото-, видеосъёмку. Если ответ будет положительным, заседание пройдет корректно, а дать отрицательный ответ с адекватным обоснованием сложно. Исключением являются только некоторые специфические дела, связанные с изнасилованием, усыновлением.

      Когда удалось накопить внушительный портфель документации, подтверждающей некомпетентность суда, предвзятость, некорректное поведение, необходимо написать обращение в ККС. Впрочем, как показывает практика, к порядку судью призывает уже подготовительный этап сбора базы для обоснования жалобы – все-таки правовой специалист понимает, к чему идет дело, и не станет «рубить сук». Если же судья продолжает некорректное поведение, кроме жалобы в ККС, можно составить заявление на апелляцию, кассационное разбирательство.

      Важные адресаты: если судья не прав

      Наиболее актуален в этом вопросе ФЗ, введенный под номером 30. В статьях 17-19 рассмотрена последовательность ведомств, способных помочь гражданину, права которого были нарушены в правовой инстанции. Если проблема возникла с председателем фед. суда (заместителем), тогда на помощь приходит ВККС. Сюда нужно обращаться, если с несправедливостью пришлось встретиться в ВС. А вот председатели райсудов, их замы – это уже область действия ККС конкретного региона. ВККС поможет, если возникли несправедливые ситуации в военном суде. Все прочие ситуации должны разбирать региональные отделения судебной комиссии.

      Если гражданин не согласен с решением ККС, необходимо обратиться за помощью в ВККС. Из 30-го закона следует, что на период рассмотрения обращения гражданина можно временно прекратить судебные полномочия в рамках конфликтного дела. У ККС есть месяц на изучение обращения, ВККС по закону располагает трёхмесячным сроком для вынесения решения по представленному вопросу.

      При конфликтной ситуации в рамках судебного процесса в обязательном порядке формулируют жалобу и направляют ее в судебную комиссию, занимающуюся этим уровнем правовых инстанций. Для усиления эффекта и привлечения внимания многочисленных юристов к проблеме можно дополнительно направить ряд обращений. В частности, не будет лишней жалоба в адрес президента, назначающего судей, а также на имя государственных инстанций, занимающихся самоуправлением внутри судебной системы. Область функциональности, правомочий каждого из перечисленных направлений оговорена в упомянутом ФЗ №30.

      Не будет лишним сформулировать запрос в адрес судейского совета уровня федеративного субъекта либо государства. На помощь могут прийти юристы из общего судейского федерального собрания уровня ВС. Стоит оформить жалобу на имя председателя суда, в пределах которого рассматривается конфликтное дело. Дополнительное обращение можно написать на имя генерального прокурора. Перечисленные инстанции и лица не имеют полномочий по рассмотрению подобных жалоб, но могут взять контроль над ситуацией и отслеживать изменение положения.

      Направление жалоб в перечисленные инстанции, не имеющие прямых инструментов влияния на судью, эффективно в силу того, что в настоящее время судейский корпус – довольно закрытая специфическая группа, внутри которой люди знакомы друг с другом, тесно взаимодействуют. Это не стимулирует стремление к правосудию, но может привести к недовольству судьей высшего по рангу лица, и в неформальном порядке тот может призвать корректно вести дело.

      Жалоба может даже существенно подпортить карьерные перспективы судьи, особенно если попадет в нужные руки. Впрочем, даже без этого уже сам момент официальной фиксации жалобы гражданина на судейский произвол накладывает серьезные ограничения на будущие возможности должностного лица. Жалобы в неправомочные относительно конкретного судьи инстанции необходимо писать по тому же образцу, как и запрос в квалификационную судейскую комиссию.

      Читайте так же:  Уголовный кодекс принят в