Законы о творчестве в рф

Выкл. Автор admin

Закон об авторском праве РФ: какие права подразумевается под личными имущественными и неимущественными?

Авторское право является институтом гражданского права, который регулирует правоотношения, связанные с использованием произведений творческой или интеллектуальной деятельности.

Закон об авторском праве РФ был принят 9 июля 1993года. Защита авторских прав регулируется статьями 1252 и 1301 ГК РФ. В ст. 1255 ГК РФ говорится о том, какие права принадлежат автору.

  • Право авторства
  • Право автора на имя
  • Право на обнародование произведения
  • Исключительное право на произведение
  • Субъектом авторского права является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Ему принадлежит весь спектр прав: Личные неимущественные и исключительные права, которые дают возможность использовать произведение в любой форме, не противоречащей закону. Автором является тот, чье имя указано на оригинале.

    Объектом авторского права является произведение науки, искусства, независимо от способа его выражения.

    Личные неимущественные права:

  • Право признаваться автором произведения
  • Право использовать или разрешать использовать свое произведение под псевдонимом.
  • Право обнародовать произведение в любой форме
  • Право на неприкосновенность произведения
  • Исключительное право на произведение предусматривает:

  • Изготовление одного и более экземпляров произведения (воспроизведение)
  • Распространение путем продажи
  • Публичный показ
  • Импорт с целью распространения
  • Прокат оригинала или экземпляра
  • Публичное исполнение
  • Сообщение в эфир
  • Сообщение по кабелю
  • Перевод и переработка произведения
  • Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации исключительное авторское право действует после смерти владельца еще семьдесят лет.

    Статут королевы Анны ввел авторское право 10 апреля 1710 года. Он защищал авторов книг, карт и чертежей. Авторство действовало в течение 14 лет, затем его можно было продлить.

    Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» от 2 июля 2019 года № 187-ФЗ гласит о том, что правообладатель может заблокировать сайт, если на нем обнаружен нелицензионный контент.

    Закон об авторском праве 2019 претерпит изменения, которые вступят в силу с 1 октября.

  • Будет изменен объем ограничений в использовании баз данных.
  • Суд сможет принимать соразмерные с правонарушением обеспечительные маары, направленные на пресечение использования произведений в СМИ.
  • Исключительное право будет распространяться на все произведения творческой и интеллектуальной деятельности
  • Зарегистрировать товарный знак, запатентовать изобретение, защитить авторские права поможет юридическая фирма «АЙ ПИ ПРО», которая защищает интеллектуальную собственность в России и за границей с 1998 года.

    %Закон о защите авторского права% до 2008 года применяли для решения большинства вопросов, которые касаются интеллектуальной собственности. Целью его принятия было приведение законодательства к мировому стандарту для более легкого включение России в мировую экономику.

    Содержание свободы творчества в конституционном праве России

    (Сазонникова Е. В.) («Журнал российского права», 2009, N 5)

    СОДЕРЖАНИЕ СВОБОДЫ ТВОРЧЕСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИИ

    Е. В. САЗОННИКОВА

    Сазонникова Елена Викторовна — доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета, заместитель директора Института регионального законодательства (г. Воронеж).

    В исследованиях в сфере конституционного права о содержании свободы творчества доминирует подход к ней как к элементу конституционной системы прав и свобод человека и гражданина, публично-правовые особенности ее содержания исследуются значительно реже. Соответственно в науке и практике сложилась ситуация, когда, с одной стороны, свобода творчества как условие саморазвития личности провозглашено Конституцией РФ, а с другой стороны, сегодня не завершено реформирование российского законодательства о творчестве и творческой деятельности. До сих пор не принят Федеральный закон о творчестве и творческой деятельности, отвечающей современным реалиям, учитывающей все многообразие видов творчества. Отношения в области творчества регулируются Основами законодательства РФ о культуре 1992 г. (далее — ОЗК РФ) , однако область применения ОЗК РФ включает главным образом творчество в области художественной культуры. ——————————— Ведомости РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.

    Кроме того, в действующем законодательстве нечетко выражены два основополагающих представления о природе творчества: персоноцентрический, когда творчество рассматривается с позиции субъекта творческой деятельности как реализация способностей, и социоцентрический, когда творчество понимается как деятельность человека, результатом которой является общественно значимый продукт . ——————————— См. об этом: Щербаков Н. Ю. Эволюционный подход к феномену творчества и особенности организации творческой личности // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. ст. / Под ред. В. Н. Келасьева. СПб., 1998. С. 56 — 67.

    В энциклопедических источниках творчество определяется как действие от глагола «творить» в значении «создавать, производить, созидать» ; понятие «свобода» имеет следующие значения: «способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости», «возможность действовать в какой-либо области без ограничений, запретов, беспрепятственно», «личная независимость, самостоятельность», «возможность поступать по своей воле, своему усмотрению» . ——————————— См.: Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2004. С. 1093. См.: Словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. В 4 т. Т. 4: С — Я. М., 1988. С. 52.

    Собственно свобода творчества индивида не поддается правовому регулированию в том смысле, что она раскрывается только в его (индивида) внутреннем опыте, творческий процесс неалгоритмичен (он регулирует сам себя); через творчество человек реализует себя как субъект культуры. Посредством правового регулирования обеспечивается выражение государственного отношения к саморазвитию и инициативности личности, результатам творческого труда, к культуре в целом, для которой творчество выступает важнейшим фактором динамики. Свобода творчества — неотъемлемая составляющая духовной жизни общества, демократической традиции, правового государства; она заключает в себе «сложный комплекс прав, интересов, общественных потребностей, обязанностей и неизбежных ограничений» . ——————————— Кудрявцев В. Н. Свобода научного творчества // Государство и право. 2005. N 5. С. 27.

    Основу такого состояния действительности создает международное право и конституционное право конкретной страны. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) не гарантировала свободу творчества. Принцип уважения свободы, безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности, получил закрепление позднее в ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. в разделе «Культура» Парижской хартии для новой Европы 1990 г. Гарантия свободы творчества является составной частью человеческого измерения СБСЕ . ——————————— Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ: подписан в г. Москве 3 марта 1991 г. // Советский журнал международного права. 1991. N 3-4. С. 115 — 133.

    Впервые в советское время государственное отношение к свободе творчества было выражено в Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., которые в главах о социальном развитии и культуре содержали идентичные предписания: «всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества». В конце 80-х — начале 90-х г. XX в. свобода творчества закреплялась как одно из условий построения рыночной экономики СССР и РСФСР. В этот период провозглашалась необходимость установить условия для поощрения трудолюбия, творчества и инициативы, высокой производительности , раскрепощения инициативы, обеспечения свободы творчества и развития национальных культур . ——————————— Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике: одобрены Верховным Советом СССР 19 октября 1990 г. // Ведомости СССР. 1990. N 44. Ст. 906. Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 4 апреля 1991 г. «О политическом и социально-экономическом положении в РСФСР и мерах по выходу из кризиса» // Ведомости РСФСР. 1991. N 14. Ст. 487.

    В главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» имеются нормативные предписания, которые могут быть соотнесены со свободой творчества: «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», как цель социального государства (ст. 7), идеологическое многообразие (ст. 13). Исходя из понятия безопасности личности, общества и государства как состояния защищенности жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз , свобода творчества является одним из основных объектов безопасности, так как воплощает в себе потребность саморазвития и самосовершенствования, удовлетворение которой надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. ——————————— Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» // Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

    Поскольку основным субъектом обеспечения безопасности является государство, постольку на него возложена разработка системы мер, адекватных соответствующим угрозам безопасности (свобода творчества отнесена к числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни ). ——————————— Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // РГ. 2000. 29 сент.

    С точки зрения национальных интересов Российской Федерации, как они закреплены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации , свобода творчества способствует: ——————————— Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. См.: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // РГ. 1997. 26 дек.

    духовному и интеллектуальному развитию человека и гражданина (интересы личности); упрочению демократии, созданию правового, социального государства, достижению и поддержанию общественного согласия в духовном обновлении России (интересы общества); политической, экономической и социальной стабильности, обеспечению законности и поддержанию правопорядка, развитию равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества (интересы государства). Свобода творчества является одним из условий сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Поэтому ориентиры государственной политики в отношении свободы творчества получают свое выражение в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Так, например, в Послании Президента РФ от 23 февраля 1996 г. говорилось: «…в России сняты все препоны, препятствовавшие свободному обращению к источникам информации и полной свободе творчества. Цензура, с одной стороны, а «самиздат» и «тамиздат» — с другой, стали предметом изучения историков» ; а в Послании Президента РФ от 25 апреля 2005 г. приводилась цитата из научного наследия И. А. Ильина о том, что «государство… не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество… Оно не должно… без крайней надобности стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей» . ——————————— РГ. 1996. 27 февр. РГ. 2005. 26 апр.

    Читайте так же:  Кому платить штраф за курение в поезде

    Государство должно способствовать творческому плюрализму и не устанавливать препятствия (например, в виде цензуры) свободе творчества как стремлению индивида к саморазвитию. В отраслевом законодательстве есть конкретные решения по этому поводу: согласно ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается. ——————————— Подробнее о творческом плюрализме и свободе творчества в системе конституционных основ духовной жизни общества см.: Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной Конституции. М., 2005. С. 222 — 223. СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591.

    Свобода творчества в системе основных прав и свобод изначально получила конституционное закрепление в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. Позже в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. установлено, что «свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом» , а в Декларации о языках народов РСФСР 1991 г. провозглашено «право каждого человека на свободный выбор языка обучения, воспитания и интеллектуального творчества» . ——————————— Ведомости РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865. Ведомости РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1742.

    В вышеназванных Декларациях вопросы творчества нашли закрепление, однако, на наш взгляд, не вполне удачно. В Декларации прав и свобод человека и гражданина виды творчества закреплены исчерпывающе, в то время как творческое начало может быть присуще любой деятельности. В Декларации о языках народов РСФСР применительно к творчеству имеется определение «интеллектуальное» , что дезориентирует, так как всякое творчество интеллектуально в том смысле, что вне мышления невозможно, и в то же время можно предположить неинтеллектуальное творчество, если интеллект считать противоположностью чувствам. ——————————— В энциклопедических источниках интеллект означает «ум, рассудок, мыслительную способность у человека». См.: Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. С. 314.

    В действующей Конституции РФ о свободе применительно к творчеству упоминается дважды. В ч. 2 ст. 26 говорится, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества»; в ч. 1 ст. 44 — «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Между этими двумя положениями Конституции РФ усматривается взаимосвязь: свобода выбора языка творчества представляет собой один из аспектов свободы творчества как феномена (одновременно упомянутая ч. 2 ст. 26, устанавливая право человека свободно выбирать язык творчества, защищает язык как элемент культуры). Изучение учредительных документов субъектов Федерации показало, что по аналогии с Конституцией РФ свобода творчества закреплена в конституциях республик в составе Российской Федерации. В теоретических правовых исследованиях свобода творчества, как правило, относится к группе так называемых культурных прав (реже — личных либо даже информационных прав). По пространству, в котором происходит ее использование, свобода творчества в наибольшей мере соотносима с духовной сферой жизнедеятельности общества и является одним из проявлений индивидуальной свободы человека, в которой ему гарантирована значительная независимость от общества. ——————————— См.: Информационное право: Учеб. пособие / Под ред. И. Ш. Килясханова. М., 2004.

    Свобода творчества связана с иными основными правами и свободами человека и гражданина, в частности: с неприкосновенностью частной жизни, потому что в творчестве всегда присутствует таинство; со свободой мысли, так как потребность в творчестве носит индивидуально-психологический характер; со свободой преподавания, поскольку творчество выступает одной из основ преподавания; со свободой труда, поскольку людям принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к творческому труду; со свободой массовой информации, так как результаты творческой деятельности становятся известными неограниченному кругу лиц во многом благодаря средствам массовой информации; с правом на образование, поскольку в процессе образования происходит приобщение к творчеству и развитие способностей; с правом на объединение, так как граждане имеют право создавать творческие союзы, гильдии, иные общественные объединения в интересах творчества в соответствии с законодательством об общественных объединениях. В Конституции РФ свобода творчества гарантируется, что означает создание действительных условий для использования этой свободы, прежде всего, конституционным установлением законной охраны интеллектуальной собственности (в свою очередь, охрана результатов творческой деятельности является серьезным стимулом творчества). Свобода творчества реализуется в личных действиях самим человеком или совместно с другими людьми; свобода творчества «каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования» . ——————————— Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. М., 2002. С. 254.

    Важной гарантией свободы творчества является невмешательство государства в творческие процессы, которое конкретизируется в ряде федеральных законов. Например, в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации «гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок». ——————————— СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

    Использование конституционной свободы творчества мало соотносимо с возрастом индивида (например, в области художественного творчества субъектом может быть маленький ребенок, а творчеством в области информационных технологий, которое требует наличия определенных знаний, можно заниматься и в достаточно зрелом возрасте). В правомерном использовании конституционной свободы творчества особое значение имеет цельность личности, ее способность к самоограничению, социальная ответственность, в соответствии с которой он формирует собственный творческий опыт. Границы использования свободы творчества могут быть заданы теми социальными потребностями, ради которых реализуется творческий процесс. Например, при выполнении социально-творческого заказа, когда творческая работа финансируется за счет средств соответствующего бюджета, а государство выступает в виде заказчика литературных изданий, проведения фестивалей, выставок и т. п. Право заниматься творческой деятельностью сохраняется в условиях действия принципа несовместимости публичных функций. Хотя законодательный подход в этом вопросе не является унифицированным, возможность заниматься творческой деятельностью установлена федеральным законодательством в отношении депутатов и выборных лиц, работающих на постоянной основе, членов Правительства РФ, судей, прокурорских работников, Уполномоченного по правам человека РФ, сотрудников милиции и таможенных органов, военнослужащих и ряда иных субъектов. Вопрос о структуре конституционной свободы творчества не является безусловно решенным. Исходя из ст. 10 ОЗК РФ , право на творчество включает следующие элементы: выбор вида творчества и выбор основы занятия творческой деятельностью (профессиональная или любительская). Остановимся подробнее на содержании этих правомочий, так как оно не раскрыто в Основах законодательства о культуре. ——————————— Основы были приняты до вступления в силу действующей Конституции РФ, поэтому сохранилось несоответствие: ст. 44 Конституции РФ закрепляет свободу творчества, а ст. 10 ОЗК РФ — право на творчество.

    Выбор вида творчества заключается в возможности заниматься любым творчеством в соответствии со своими способностями и интересами (федеральным законодательством закреплены такие виды творчества, как самодеятельное (любительское) художественное, местное традиционное, народное художественное, художественно-конструкторское, самодеятельное, научно-техническое, научное, духовное, религиозное, фольклорное, литературное, музыкальное и др.). Выбор основы занятия творческой деятельностью (профессиональная или любительская) заключается в избрании формы организации творчества. В развитом обществе все области творчества знают обе формы, которые очень тесно взаимосвязаны. Любительское творчество — исходная форма организации, при которой творческая деятельность осуществляется вне рамок должностных обязанностей, на досуге, область ее выбирается в зависимости от склонностей личности, его основа — инициатива увлеченных людей. Профессиональное творчество становится для человека основным родом занятий, составляет его трудовую функцию, предполагает взаимодействие с определенной профессиональной общностью. По существу творчество любительское и профессиональное различается тем, что первое представляет собой стихийное следование закономерностям данного вида деятельности (что не исключает самообразования), а второе основывается на закрепившемся в профессиональной установке сознательном изучении этих закономерностей . ——————————— См.: Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. для вузов. М., 2001; Авторский проект Екатерины Алеевой «EvArtist» // http://www. evartist. narod. ru.

    По нашему мнению, вопрос об элементах конституционной свободы творчества не исчерпывается вышеназванными элементами. Рассмотрим иные правомочия подробнее. Правомочие на выбор относительно того, заниматься творчеством или нет , сообразуется с определением своей деятельности как творческой либо нетворческой. ——————————— См.: Максименко Е. В. Конституционная свобода творчества: понятие и содержание // Конституционные чтения. Вып. 3. Воронеж, 2008. С. 121.

    Читайте так же:  Договор найма жилья сроки

    Человек вправе выбирать способ участия в творческом процессе: индивидуальный или коллективный (совместный). Свобода распоряжения результатами своего творческого труда заключается в возможности самостоятельного определения юридической судьбы результата своей творческой деятельности, в том числе согласно ст. 17 ОЗК РФ вправе вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Правомочие на государственную и иную поддержку заключается в притязании на финансовую, социальную, организационную, информационную и иную помощь со стороны Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц для обеспечения: развития творческих организаций (школ искусств, студий, домов творчества, ансамблей); помощи различным категориям в среде творчески настроенных людей из числа талантливой молодежи, соотечественников за рубежом и иных; социальной поддержки творческих работников, содействия творческим работникам в расширении культурных контактов. В системе способов поддержки творчества важная роль отводится благотворительной деятельности, меценатству, целевому государственному финансированию творческих проектов и отдельных видов творчества. Следует выделить и правомочие на защиту нарушенной свободы творчества. Сфера защита свободы творчества, как правило, обусловлена защитой интеллектуальной собственности либо иных прав и свобод (мысли, слова, совести, массовой информации, преподавания, труда). Это указывает не столько на благополучие в данном вопросе, сколько на отсутствие восприятия людьми свободы творчества в категориях прав граждан и обязанностей государства. Крайне конфликтные ситуации защиты свободы творчества сегодня связаны с различными оценками произведений художественного творчества, выражающимися в несовпадении авторской и государственной позиции. Обратим внимание, что в России до сих пор в полной мере не обеспечен рекомендованный ЮНЕСКО плюрализм инстанций оценки и обновление их состава . ——————————— Рекомендация ЮНЕСКО «Об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь»: принята в г. Найроби 26 ноября 1976 г. на 19-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1991. С. 340 — 352.

    В условиях идеологемы, согласно которой решающей силой экономики знаний является «креативный класс» (ст. 40 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств 1994 г.) , содержание свободы творчества необходимо законодательно дополнить правомочием на развитие творческих способностей (креативности). С точки зрения психологии А. Маслоу видел истоки креативности в исторической ситуации, когда «ускорилось все — темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений, процессы трансформации психологической реальности, рост благосостояния» . При яркой выраженности творческой установки у индивида его активность направлена на самовыражение. ——————————— В исследованиях человеческого потенциала акцентируется, что чем большая часть людей участвует в творческом труде, чем больше таких людей, тем выше качество развития экономики и общества. См. об этом: Казанцев В. О. Приоритетные национальные проекты. М., 2007. С. 73 — 78, 93. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики // http://i-psy. ru.

    Возможные способы поощрения креативности: поддержка самореализации талантов, деятельности ассоциаций и союзов творческих работников, привлечение творческих работников к участию в обсуждении и принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления, выявление и поддержка социально значимых инициатив, расширение возможностей занятости творческих работников, в том числе путем социально-творческих заказов, всесторонняя популяризация творческой активности. Формирование и развитие креативности должно стать важнейшим направлением государственной и муниципальной образовательной, культурной и инновационной политики. В структуре свободы творчества присутствует правомочие на тайну творчества, под которой следует понимать сокрытие от иных лиц индивидуальных особенностей творческой деятельности. Близкой по идее, но нетождественной является конструкция «охрана секретов мастерства», закрепленная в ст. 10 ОЗК РФ. Мастерство предполагает исключительное умение и даже профессиональную выучку, что не всегда применимо в отношении любительского творчества. Охрана секретов мастерства — один из аспектов тайны творчества — обусловлена современной ситуацией, когда общество стоит перед индустриальной революцией в сфере художественного творчества . Сегодня творчество часто становится основным источником существования все большего числа людей, превращается в бизнес. Так, народный художественный промысел — форма народного творчества , но изделия художественных промыслов особенно востребованы в тех местностях, где развит туризм, а следовательно, есть потребность в сувенирной продукции, которая производится для массового потребления. ——————————— См.: Прянишников Н. Миф о местных искусниках // Культура: управление, экономика, право. 2006. N 3. Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 234.

    Свобода творчества не является абсолютной в том плане, что в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, свобода творчества в конституционном праве позиционируется в двух смыслах: 1) принцип духовных основ конституционного строя — один из жизненно важных интересов личности, общества и государства с точки зрения безопасности и национальных интересов; 2) проявление индивидуальности, уникальности, автономии человека. Конституционная свобода творчества человека как гарантируемая государством возможность включает элементы: выбор заниматься творчеством или нет; выбор вида творчества, способа участия в нем, формы его организации; право развивать творческие способности; право распоряжаться результатами своего творческого труда; право на тайну творчества; право защищать свободу творчества и результаты своего творческого труда; право на государственную и иную поддержку творческой деятельности.

    О творческой деятельности и невмешательстве государства

    Имею сказать несколько слов о культуре. В частности, о творческой деятельности, в каковую государство не вправе вмешиваться. Это правда: запрещено Законом. В Основах законодательства РФ о культуре так и написано: «Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением». Впрочем, я даже не на исключениях хочу акцентировать внимание, хотя и это может быть нелишним (при случае).

    Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества (статья 44). И это якобы дает основания исполнительным органам государственной власти, куда граждане (группы граждан) зачастую обращаются, отказывать в просьбе запретить показ разной мерзости на экране, в театре, на выставке и других присутственных местах.

    Для начала – заглянуть в Закон и поинтересоваться, что следует понимать под термином Творческая деятельность. Должны же мы, в конце концов, знать, в какие такие высокие сферы государству вход воспрещен.

    Творческая деятельностьсоздание культурных ценностей и их интерпретация.

    Что такое культурные ценности, цитировать не стану – определение не столь короткое, чтобы с ним в эту заметку втиснуться. Каждый желающий убедиться, что о мерзостях там не упоминается (и даже наоборот), может прочесть в той же статье того же закона сам. Мы лишь зафиксируем наше открытие: творческая деятельность включает в себя их создание и интерпретацию. И ничего более, по определению.

    Таким образом, мы выяснили, что государство не вправе вмешиваться в процесс создания и интерпретации культурной ценности. Каковой плоду творческих усилий, по завершении процесса создания и интерпретации, еще предстоит стать. Или не стать, ежели каменный цветок не вышел. Бывает. Так или иначе, государству до того дела нет. Оно и правильно, не так ли?

    Но продолжаем внимательно изучать ту же статью того же Закона дальше:

    Культурная деятельностьдеятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

    Как видим, закон определяет творческую деятельность как определенную (выше) часть культурной деятельности. Понятие культурной деятельности вмещает в себя понятие творческой деятельности, так как культурная деятельность – это не только создание (интерпретация) культурных ценностей, но, кроме прочего, и распространение.

    Так вот, самое главное: в Законе нет ни слова о невмешательстве государства в процесс распространения результатов творческой деятельности. Равно как нет ни слова о запрете вмешиваться в культурную деятельность. А понятие культурной деятельности, напоминаю, вмещает в себя и распространение тоже, понятие творческой деятельности – нет, она есть лишь создание и интерпретация.

    Поэтому, все обращения граждан к органам исполнительной власти с просьбой оградить общество от распространяемой деятелями культуры мерзости – законны. А если какой-либо орган исполнительной власти предпочтет не вмешиваться – есть основания обратиться к власти судебной и выиграть дело.

    Выигранные суммы возмещения морального вреда предлагаю направлять в фонд поддержки детей-сирот.

    Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями)

    Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I
    «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

    С изменениями и дополнениями от:

    23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 3 ноября, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 21 декабря 2009 г., 8 мая 2010 г., 22 апреля, 2 июля, 30 сентября 2019 г., 5 мая, 21 июля, 1 декабря 2019 г., 28 ноября 2019 г., 26, 29 июля, 5 декабря 2017 г.

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,

    признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,

    отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,

    Читайте так же:  Льготы многодетным семьям 2019 в казахстане

    выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,

    Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее — Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

    Президент Российской Федерации

    Москва, Дом Советов России

    9 октября 1992 года

    Регулируется культурная деятельность в области использования памятников истории и культуры, в области художественной литературы, кинематографии, сценического, музыкального искусства, архитектуры и дизайна, фотоискусства, других видов и жанров искусства.

    Закрепляется неотъемлемое право на культурную деятельность каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

    Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности. Государство гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно-национальную автономию.

    Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

    Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования, за исключением статьи 17, которая вступает в силу с момента вступления в силу закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей; части третьей статьи 45, которая вводится в действие в сроки, устанавливаемые Верховными Советами республик в составе РФ, Советами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местными Советами народных депутатов

    Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 46 ст. 2615, в «Российской газете» от 17 ноября 1992 г. N 248

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 234-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

    Федеральный закон от 28 ноября 2019 г. N 357-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2019 г. N 419-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 21 июля 2019 г. N 256-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 2019 г. N 216-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 5 мая 2019 г. N 102-ФЗ

    Федеральный закон от 30 сентября 2019 г. N 265-ФЗ

    Федеральный закон от 2 июля 2019 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

    Федеральный закон от 22 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

    Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 335-ФЗ

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

    Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

    Действие отдельных норм настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

    Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

    Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

    Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

    Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено на 2001 г.

    Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 115-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Закон о культуре в Российской Федерации

    Культура — это понятие, которое интерпретируется в разных областях человеческой жизнедеятельности. Оно определяет объективность и субъективность человека по:

    Для сохранения культуры Российской Федерации, был создан Федеральный закон №3612-1.

    Описание Федерального закона 3612-I

    Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был принят 9 октября 1992 года. 26 июля 2017 года были внесены последние изменения.

    Основные задачи ФЗ:

    • Защита и обеспечение конституционного права граждан РФ;
    • Обеспечение условий, которые способствуют созданию культурной деятельности на территории РФ;
    • Определение целей субъектов культурной деятельности;
    • Определение целей государственной политики и невмешательства Правительства в творческие процессы.
    • В соответствии с настоящим Федеральным законом каждый гражданин Российской Федерации может заниматься творчеством. Для правильного выбора сферы деятельности учитываются интересы и способности конкретного лица.

      Изменения в законе о культуре

      Руководители государственных учреждений культуры должны, в первую очередь, уделить внимание проекту закона «О культуре». Первые законодательные акты Федерального закона были отправлены на рассмотрение в Государственную Думу. Следует отметить, что Министерство культуры РФ возлагает на этот проект большие надежды. Тем не менее, основные законодательные положения базируются на тех же идеях, задачах и принципах, которые представлены в «Основах государственной культурной политики».

      В проекте ярко выражены взаимоотношения между обществом, культурой и главными объединениями граждан в творческой области. Теперь каждый гражданин Российской Федерации сможет воспользоваться культурными благами, такими как:

      В проекте закона предлагается больше не использовать денежные средства по остаточному принципу, а разработать специальные нормы, которые будут представлять отдельный резервный фонд, направленный на культурную деятельность. При расчете должна учитываться заработная плата сотрудников, которые активно пропагандируют культурную деятельность в Российской Федерации. При этом уровень оплаты труда должен быть не ниже среднего по региону.

      Планируется, что подобный метод финансирования будет более гибким, а расходы на различные направления культурной деятельности станут более эффективными.

      Культурное сотрудничество с зарубежными соотечественниками

      Правительство поддерживает связь с зарубежными соотечественниками и их потомками. Специально для них организовываются культурные центры, в которых проводятся разнообразные творческие мероприятия. Кроме того, государство заботится о творческих личностях. Оно создает все условия для того, чтобы подобные граждане вернулись на Родину.

      С учетом Федерального закона 3612-I культурные мероприятия организовываются не только с благотворительной, но и с коммерческой целью. Стоимость билетов устанавливается организаторами, однако есть категории граждан, для которых предусмотрены льготы.

      Льготы могут получить:

      • Дети дошкольного возраста;
      • Студенты;
      • Инвалиды;
      • Военнослужащие.
      • Если культурное мероприятие проводится на федеральном уровне, стоимость билетов и прочие организационные расходы устанавливаются Правительством РФ. Если культурное мероприятие организовывается органами местного самоуправления, контроль за правильным его проведением устанавливается органами государственной власти.

        Развитие культурной деятельности во внешнеэкономической среде не стоит на месте. Сегодня популярна торговля:

      • произведениями искусства;
      • изобразительной продукцией;
      • предметами антиквариата.

      При реализации подобного товара учитывается порядок торговли, предусмотренный Федеральным законом 3612-I.

      Прибыль от проданных товаров разделяется между авторами, посредниками и исполнителями согласно договору, подписанному при оформлении сделки. Какой процент получит каждый из них определяется индивидуально.

      Для организации культурного мероприятия граждане могут использовать кредиты в национальной или иностранной валюте, хранящейся в отечественных и зарубежных банках.

      Культурные ценности, которые хранятся в муниципальных и государственных музеях (архивы, картинные галереи, библиотеки) не могут быть переданы банковским организациям в качестве залога для получения кредита.

      Жители Российской Федерации могут вывозить за границу предметы своей творческой деятельности с целью:

    • Проведения выставки в различных городах;
    • Других форм публичного представления собственной деятельности;
    • Продажи.
    • Сделки по культурным ценностям должны осуществляться в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом 3612-I.

      Культурные ценности народов Российской Федерации, которые числятся в муниципальных и государственных музеях, не подлежат приватизации. Приватизировать можно другие объекты в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

      Однако для этого необходимо соблюдать некоторые условия:

    • Работать в области культурной деятельности для сохранения и реставрации ценностей народов;
    • Сохранить предоставление профильных услуг;
    • Организовать демонстрацию приватизированных культурных ценностей льготным категориям населения;
    • Обеспечить третьих лиц рабочими местами и другими социальными гарантиями.
    • Некоторые организации, работающие в культурной области, могут обеспечить социальной поддержкой определенные категории граждан. Такими организациями являются:

    • Ассоциации;
    • Общественные организации;
    • Творческие союзы.
    • Согласно закону о культуре творческий дчеловек имеет право на пенсию. Пенсионная выплата начисляется в порядке, предусмотренном законом РФ «О пенсионном обеспечении». Другие творческие работники, которые обладают единственным доходом в виде авторского вознаграждения, имеют право на страховую пенсию. Но только в том случае, если подобные граждане уплачивают страховые взносы в ПФ РФ.

      Хотите ознакомиться с законодательными положениями ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»? Скачайте закон по ссылке.