Возврат страховых взносов от несчастных случаев

Выкл. Автор admin

Возврат переплаты страховых взносов в 2019 году

Почему существует 2 вида правил для возврата (зачета) взносов?

С 2017 года практически все виды страховых взносов (кроме платежей на страхование от несчастных случаев) оказались подчиненными положениям НК РФ, в котором появилась не только отдельная глава, посвященная этим начислениям, но и отсылки к взносам во всех общих правилах работы с налоговыми платежами (ч. 1 НК РФ). В результате этих изменений возврат (зачет) страховых взносов с 2017 года стал делаться по алгоритмам, применяемым при аналогичных процедурах для налогов и сборов (ст. 78, 79 НК РФ).

Подробнее о возврате (зачете) налогов читайте здесь.

Однако эти правила для взносов имеют свою специфику, обусловленную тем, что:

  • взносы, уплачиваемые после 2019 года, по-прежнему платятся раздельно по фондам;
  • взносы, поступающие в ПФР, учитываются персонифицированно;
  • в течение 2017–2019 годов (переходный период) может возникать вопрос о возврате взносов, перечислявшихся туда по правилам, действовавшим до 2017 года.
  • Вместе с тем «несчастные» взносы остались в ведении ФСС и по-прежнему подчиняются положениям закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Поэтому в вопросах возврата переплаты по этим страховым взносам в 2019 году придется руководствоваться ст. 26.12 и 26.13 этого документа.

    Зачет (возврат) взносов по правилам НК РФ и ФСС

    В НК РФ вопрос зачета (возврата) взносов решен просто. К нему относятся все аналогичные положения, действительные для налогов и сборов, но введены дополнения, учитывающие специфику взносов:

  • зачесть переплату можно в счет будущих платежей только по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными (п. 1.1 ст. 78 НК РФ);
  • вернуть нельзя ту переплату, которая отразилась в отчетности, поданной в ПФР, и уже учтена за конкретными застрахованными лицами (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ);
  • возврат при наличии долгов по пеням и штрафам по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными, будет осуществлен за вычетом суммы имеющейся задолженности (п. 1.1 ст. 79 НК РФ).
  • Обращаться за возвратом взносов, перечисленных в бюджет после 2019 года, придется в налоговую службу.

    Вопрос о взносах, относящихся к переходному периоду, решен законом «О внесении изменений…» от 03.07.2019 № 250-ФЗ, устанавливающим, что решение о возврате таких сумм будут принимать сами фонды (п. 1 ст. 21 закона № 250-ФЗ, письма Минфина России от 04.04.2017 № 03-15-05/19760, ФНС от 25.09.2017 № ГД-4-11/[email protected]). Туда и нужно обращаться с заявлением. По взносам, возвращаемым из ФСС, заявление можно подать как в фонд, так и в налоговую.

    О том, какие сроки установлены для возврата переплаты из ПФР, читайте в этом материале.

    Как уточнить платеж по пенсионным взносам, узнайте здесь.

    Правила возврата «несчастных» взносов в законе № 125-ФЗ с 2017 года выделены в отдельные статьи, содержание которых в основных моментах дублирует правила, применяемые к налоговым платежам (т. е. положения ст. 78 и 79 НК РФ). Заявление о возврате таких взносов надо направить, соответственно, в ФСС.

    Письмо на возврат страховых взносов — бланк

    Таким образом, в течение 2017–2019 годов могут иметь место 3 разных ситуации, когда возврат делает:

  • ИФНС по согласованию с фондом — в части взносов, уплачиваемых после 2019 года;
  • сам фонд — в отношении взносов, уплаченных до 2019 года;
  • ФСС — в части «несчастных» взносов вне зависимости от периода их уплаты.
  • И при обращении в каждую из соответствующих инстанций плательщику взносов потребуется подать заявление на своем особом бланке, каждый из которых можно скачать на нашем сайте.

    Для составления заявления в ИФНС надо будет использовать форму документа, содержащуюся в приказе ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] С 09.01.2019 она используется в редакции приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/[email protected]

    В ПФР (в отношении взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплаченных до 2017 года) обращение следует составить по формам 23-ПФР (если взносы были переплачены) или 24-ПФР (если имело место излишнее взыскание), утвержденным постановлением Правления ПФ РФ от 22.12.2019 № 511п.

    При обращении за возвратом в ФСС будет использована форма 23-ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 17.11.2019 № 457.

    С 2017 года возврат страховых взносов (кроме «несчастных») подчинен правилам, установленным НК РФ, и происходит через обращение в ИФНС. Аналогичные по основным положениям правила введены в закон 125-ФЗ, посвященный «несчастным» взносам, которые продолжает курировать ФСС. Возврат взносов, переплаченных до 2017 года, осуществляют сами фонды, получавшие эти взносы. То есть в период 2017–2019 годов существуют 3 инстанции, способные сделать возврат, и в каждую из них заявление о возврате придется составить по своей особой форме.

    О том, как скорректировать вступительное сальдо по взносам (на 01.01.2017), если фонды передали в ИФНС неверные данные, узнайте здесь.

    Утверждены новые формы документов для учета и возврата страховых взносов в ФСС России

    В соответствии с приказом ФСС России от 17 ноября 2019 г. № 457 «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации» были приняты следующие формы:

  • акт совместной сверки расчетов по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеням и штрафам в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 21-ФСС РФ);
  • заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 22-ФСС РФ);
  • заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 23-ФСС РФ);
  • заявление о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 24-ФСС РФ);
  • решение о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 25-ФСС РФ);
  • решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 26-ФСС РФ);
  • решение о зачете сумм излишне взысканных страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 27-ФСС РФ).
  • Данные формы будут позже размещены на нашем сайте.

    По сравнению с действующими формами, в новых поменялось название реквизитов. В том числе, вместо «Должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, осуществляющее сверку расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам» стало «Должностное лицо территориального органа страховщика, осуществляющее сверку расчетов по страховым взносам».

    Кроме того, из форм было удалено упоминание о страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так как администрирование по данному виду страхования с 1 января 2017 года будет осуществлять ФНС России (ст. 4.4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

    Приказ вступит в силу с 1 января 2017 года. Новые формы начнут применяться, начиная с I квартала 2017 года.

    Напомним, что зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится ФСС России в определенном порядке. С будущего года в данный порядок будут внесены корректировки (ст. 26.12-26.13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в редакции Федерального закона от 3 июля 2019 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»). Вышеперечисленные формы являются частью установленного порядка.

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов

    директор Агентства правовой безопасности «Налоговый щит»

    1. Правовая природа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ) установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    В соответствии со ст. 22 Закона N 125-ФЗ страхователи [юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающие граждан) либо физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний] уплачивают страховые взносы исходя из страхового тарифа, дифференцированного по группам отраслей экономики в зависимости от класса профессионального риска, с учетом скидки или надбавки.

    За счет обязательных страховых взносов страхователей осуществляется формирование средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 20 Закона N 125-ФЗ).

    Вышеуказанные средства являются источником выплат в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных лиц при исполнении ими обязанностей по трудовому договору (контракту), а также финансирования предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

    В связи с введением в действие Закона N 125-ФЗ в правовой теории и на практике возник ряд вопросов, которые требуют юридической оценки, а именно: какова правовая природа данных платежей, являются ли данные платежи налогами или сборами, регулируется ли порядок их взимания Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и, соответственно, возможен ли возврат излишне уплаченных страховых взносов на основании ст. 78 настоящего Кодекса, возможно ли начисление процентов на невозвращенные и не зачтенные в срок страховые взносы, какая ответственность должна применяться при несвоевременной или неполной уплате страховых взносов.

    По нашему мнению, рассматриваемые страховые взносы не являются ни налогом, ни сбором.

    Во-первых , в соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Анализ данной нормы НК РФ позволяет сделать вывод, что налог характеризуется следующими признаками:

    — обязательность (безусловная необходимость его уплаты при наличии объекта налогообложения);

    — индивидуальность, то есть обязанность по уплате налога и ее осуществление исключительно субъектом налогообложения;

    — безвозмездность, то есть у государства не возникает обязанности перед налогоплательщиком по предоставлению ему взамен каких-либо благ (у государства не возникает встречной обязанности перед налогоплательщиком);

    — налог — это изъятие части собственности налогоплательщика;

    — налоговые поступления направлены на финансирование деятельности государства или муниципальных образований;

    — налог подлежит зачислению в бюджетную систему.

    При этом необходимо учитывать, что за неуплату налога, характеризующегося данными признаками, и, соответственно, за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность (установленная НК РФ).

    Во-вторых , согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Иначе говоря, анализ данной нормы НК РФ позволяет сделать вывод, что сбору, в отличие от налога, присущи иные признаки, главными из которых являются:

    — возмездность сбора [субъект отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, при уплате сбора получает встречное возмещение со стороны государства в виде оказания услуги (действий)];

    — при уплате сбора данные действия (услуги) носят юридически значимый характер, то есть влекут определенные правовые последствия для плательщика сборов;

    — данные действия (услуги) могут осуществляться только государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами;

    — данные действия осуществляются исключительно в интересах плательщиков сборов;

    — сбор подлежит зачислению в бюджетную систему.

    Вышеуказанные основные признаки, характеризующие налог и сбор, по нашему мнению, не позволяют квалифицировать страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в качестве налога или сбора. Данные платежи, по нашему мнению, не соответствуют признакам, установленным ст. 8 НК РФ, которыми обладают налог и сбор, а именно:

    — при уплате страховых взносов отсутствует один из главных признаков налога, а именно: безвозмездность (при наступлении страхового случая у государства возникает обязанность по выплате обеспечения по страхованию застрахованному лицу);

    — уплата страховых взносов осуществляется не в интересах плательщика (страхователя), а в интересах застрахованных лиц, что не характерно для налога (сбора);

    — порядок осуществления страхования регламентируется не налоговым законодательством, а другой отраслью права;

    — при осуществлении выплаты застрахованному лицу не происходит оказания услуг со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц (что не соответствует признаку сбора);

    — уплата страховых взносов не направлена на финансирование деятельности государства, что также не соответствует основным характерным признакам налога;

    — страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зачисляются в фонд социального страхования, а не в бюджетную систему.

    Таким образом, поскольку, по нашему мнению, рассматриваемые страховые взносы не являются ни налогом, ни сбором, нормы НК РФ не регламентируют процедуру уплаты данных страховых взносов.

    В связи с вышеуказанными обстоятельствами мы считаем, что нормы НК РФ о возврате и зачете излишне уплаченных налогов и сборов (ст. 78 НК РФ) к излишне уплаченным страховым взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний непосредственно не применяются.

    Данный вывод подтверждается судебно-арбитражной практикой. Так, в постановлении от 13.05.2002 N А31-2777/12 Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа указал, что ст. 1 НК РФ устанавливает систему налогов (включая их виды), взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы обложения налогами и сборами в Российской Федерации.

    Согласно п. 6 ст. 13 НК РФ в состав федеральных сборов включены и взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.

    Однако статьей 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что ст. 13 НК РФ вступает в силу со дня введения в действие части второй настоящего Кодекса. До этого момента сохраняет силу перечень федеральных налогов, приведенных в ст. 19, 20, 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» .

    Поскольку взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в вышеуказанном Законе не поименованы, следовательно, на правоотношения, вытекающие из обязанности уплаты, зачета или возврата данных взносов, налоговое законодательство не распространяется.

    В связи с вышеуказанными обстоятельствами и учитывая, что страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются ни налогом, ни сбором и на отношения по их уплате, зачету или возврату положения НК РФ не распространяются, на практике возникает вопрос о возможности возврата или зачета излишне уплаченной суммы платежа.

    2. Возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов

    Закон N 125-ФЗ, а также иные нормативные акты, регламентирующие порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, закрепляющие обязанность работодателя уплачивать данные страховые взносы, не устанавливают порядок возврата или зачета излишне уплаченных страховых платежей.

    В условиях такого правового вакуума в настоящее время возможны два различных подхода к решению вопроса о возврате (зачете) излишне уплаченных рассматриваемых страховых взносов.

    Суть первого подхода заключается в том, что возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов должен производиться в соответствии с положениями главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

    Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

    Данное правило применяется независимо от того, явилось неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

    В связи с вышеуказанными обстоятельствами и согласно нормам законодательства возврат излишне уплаченных страховых взносов может осуществляться согласно правилам ГК РФ, так как эти взносы не являются налогом и сбором.

    При этом необходимо учитывать, что применение ст. 1102 ГК РФ возможно на том основании, что в соответствии со ст. 124 настоящего Кодекса Российская Федерация выступает равноценным участником гражданско-правовых отношений. Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    Порядок деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), а также его компетенция определяются Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101. В соответствии с п. 2 данного нормативного документа ФСС РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ; при этом денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС РФ, являются федеральной собственностью.

    Иначе говоря, Российская Федерация выступает в отношениях, связанных с уплатой и возвратом (зачетом) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, через соответствующий государственный орган — ФСС РФ. Соответственно, ФСС РФ приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступает в суде от имени Российской Федерации.

    На этом же основании в рассматриваемой ситуации возможно применение ответственности за неисполнение денежного обязательства. Так, согласно п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму не-основательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал либо должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

    В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

    Размер процентов определяется существующей в месте нахождения юридического лица учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

    Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы денежных средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

    Таким образом, поскольку страховые взносы не являются налогом и сбором, то при их излишней уплате и несвоевременном возврате (зачете) могут применяться нормы ГК РФ о гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 395 настоящего Кодекса.

    При излишней уплате страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возврат или зачет данных сумм в счет предстоящих платежей возможен на основании письма с соответствующим требованием, направленным в адрес территориального органа ФСС РФ, в котором страхователь состоит на учете.

    В данном письме указывается наличие излишней уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, приводятся причины, в результате которых образовалась переплата, а также содержится просьба о возврате данных сумм или зачете сумм переплат в счет предстоящих платежей.

    При этом с момента получения территориальным органом ФСС РФ вышеуказанного письма должно начинаться начисление процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 и п. 2 ст. 1107 ГК РФ, поскольку именно момент (дата) получения данного письма будет свидетельствовать о том, что приобретатель (в данном случае — ФСС РФ) узнал о неосновательности получения денежных средств.

    Хотелось бы отметить, что правильность данного подхода к решению вопроса о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний может быть поставлена под сомнение на основании п. 3 ст. 2 ГК РФ, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

    Анализ фактически возникающих отношений по уплате рассматриваемых страховых взносов может позволить сделать вывод, что поскольку:

    — данные отношения носят публичный (гражданско-правовой), а не частный характер;

    — отношения основаны на властном подчинении страхователя;

    — применение норм гражданского законодательства к данным отношениям каким-либо законом не предусмотрено,

    то ст. 1102 и 395 ГК РФ при излишней уплате страховых взносов применяться не должны.

    В то же время отношения по уплате страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний носят публичный характер только в той части, в которой у страхователя возникает обязанность по их уплате исходя из страхового тарифа, дифференцированного по группам отраслей экономики в зависимости от класса профессионального риска, с учетом скидки или надбавки.

    При этом денежная же сумма, уплаченная сверх причитающихся к уплате страховых платежей (то есть сумма, превышающая обязательную сумму страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ), не укладывается в рамки публично-правового обязательства и должна квалифицироваться как неосновательное обогащение, правовой режим которого регулируется гражданским законодательством.

    Суть второго подхода заключается в применении к отношениям по возврату (зачету) страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ст. 78 НК РФ на основании аналогии закона.

    Как указывалось выше, Закон N 125-ФЗ, установивший обязанность по уплате страхователями страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не предусмотрел порядка возврата (зачета) излишне уплаченных сумм данных страховых взносов.

    Иными словами, в данном случае в процессе правоприменения возникли определенные помехи из-за наличия в нормативном акте пробела, под которым понимается отсутствие в законодательстве, регламентирующем данные отношения, конкретного нормативного (законодательного) предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.

    По причине возникновения пробела в виде правовой регламентации отношений по возврату (зачету) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний данный пробел законодательства относится к так называемой первоначальной пробельности.

    Первоначальная пробельность характеризуется тем, что она возникает на стадии принятия законодательного акта, то есть когда реально существующие обстоятельства, требующие правового урегулирования, имеют место, но в силу упущений законодателя не находят своего нормативного закрепления в принимаемом нормативном акте.

    Аналогия закона применяется в случае, если существует определенный пробел и, соответственно, отсутствует правовая норма, регулирующая вышеуказанные отношения, но законодательство содержит иную норму, регулирующую схожие отношения.

    При применении аналогии закона необходимо соблюдение определенных условий, а именно:

    — наличие правовой регламентации данных отношений законодательными актами, относящимися к другим отраслям права;

    — отсутствие правовой нормы, подлежащей непосредственному применению в конкретной ситуации;

    — существование аналогичной нормы, то есть нормы, регулирующей обстоятельства (ситуации), аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель.

    В данной ситуации, по нашему мнению, при решении вопроса о применении аналогии закона в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний данные условия выполняются, так как:

    — отношения по зачету (возврату) излишне уплаченных сумм налогов регламентированы ст. 78 НК РФ , то есть осуществляется правовая регламентация сходных отношений в другой отрасли права;

    — норма, непосредственно устанавливающая порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм страховых взносов, отсутствует.

    При таких обстоятельствах, по нашему мнению, для решения вопроса о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний может быть применена аналогия закона, а указанные действия могут осуществляться на основании ст. 78 НК РФ.

    В пользу данного подхода может также свидетельствовать то обстоятельство, что за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за их неполную уплату к страхователю подлежит применению ответственность, аналогичная ответственности, предусмотренной НК РФ.

    Кроме того, вышеизложенная позиция по поводу применения ст. 78 НК РФ при возврате рассматриваемых страховых взносов согласуется и с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 10.07.2003 N 291-О. В частности, Суд указал, что по своему юридическому содержанию и социально-правовой природе страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев идентичны тем страховым взносам, которые в настоящее время заменены единым социальным налогом, — они также взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.

    В заключение хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, в случае возникновения проблемы у страхователя с возвратом (зачетом) излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отсутствие правового регулирования данных правоотношений не всегда позволяет решить данный конфликт в административном порядке. Окончательно разрешить данную проблему может только суд.

    При этом с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации мы считаем, что оптимальным основанием возврата данных страховых взносов должно являться применение ст. 78 НК РФ по аналогии.

    Как зачесть или вернуть переплату по страховым взносам

    Какие условия нужно соблюсти, чтобы зачесть переплату по страховым взносам? Куда обращаться для возврата переплаты? Ответы на эти вопросы мы собрали здесь.

    Для зачета (возврата) переплаты по взносам на страхование от несчастных случаев, а также возврата переплаты по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства за периоды до 1 января 2017 года нужно обратиться в территориальный орган ФСС с соответствующим заявлением.

    Для возврата переплаты по взносам на ОПС и ОМС за периоды до 1 января 2017 года нужно обратиться в территориальный орган ПФР с соответствующим заявлением.

    Если переплата возникла с 01 января 2017, то за зачетом или возвратом переплаты нужно обращаться:

    1. в налоговую — по взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и на случай врем. нетрудоспособности и материнства, если переплата возникла за периоды после 31 декабря 2019 г. Порядок зачета (возврата) переплаты в этом случае такой же, как в отношении излишне уплаченных сумм налогов;
    2. в ФСС РФ — по взносам:
      • на страхование от несчастных случаев независимо от периода, за который возникла переплата;
      • на случай врем. нетрудоспособности и материнства, если переплата возникла за периоды до 1 января 2017 г.
    3. в ПФР — по взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, если переплата возникла за периоды до 1 января 2017 г.

    Переплату по взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и на случай врем. нетрудоспособности и материнства, возникшую за периоды до 1 января 2017 г., нельзя зачесть в счет предстоящих платежей. Это следует из ст. 21 Федерального закона от 03.07.2019 N 250-ФЗ.

    Как зачесть или вернуть переплату по страховым взносам в ФСС и ПФР

    Зачет переплаты по взносам на страхование от несчастных случаев территориальный орган ФСС РФ должен провести самостоятельно. Вместе с тем, вы можете сами обратиться с заявлением по форме 22-ФСС РФ для зачета обнаруженной переплаты.

    Для возврата переплаты по взносам на страхование от несчастных случаев нужно составить и подать заявление по форме 23-ФСС РФ.

    Срок подачи этих заявлений составляет три года со дня излишней уплаты суммы взносов.

    Заявления о возврате излишне уплаченных взносов на страхование от несчастных случаев на производстве заполняется по форме 23-ФСС РФ.

    Переплату по взносам на случай врем. нетрудоспособности и материнства за периоды до 1 января 2017 года можно вернуть, если у вас нет задолженности за такие периоды.

    Для возврата этой переплаты нужно руководствоваться тем же порядком, что и для возврата переплаты по взносам на Обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за периоды до 1 января 2017. При этом заявление о возврате переплаты нужно составить и подать в территориальный орган ФСС по форме 23-ФСС РФ, утвержденной п.1 Приказа ФСС РФ от 17.02.2019 N 49 (п.3 данного Приказа).

    Вернуть переплату по взносам на Обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, образовавшуюся за периоды до 1 января 2017 г., можно, если у вас нет задолженности за такие периоды.

    Для возврата переплаты нужно составить и подать в территориальный орган ПФР заявление по форме 23-ПФР, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 22.12.2019 N 511п. Срок его подачи — три года со дня излишней уплаты суммы взносов.

    Территориальный орган ПФР может предложить провести совместную сверку расчетов. Рекомендуем не отказываться от ее проведения. Также вы сами можете инициировать проведение сверки.

    По итогам сверки оформляется акт. Он будет подтверждать наличие переплаты, а также ее размер.

    Принятое решение о возврате переплаты территориальный орган ПФР направит в ваш налоговый орган для фактического возврата.

    Как в программах БухСофт отразить переплату страховых взносов на начало года

    В форме Уплата налогов в поле Долг на начало года укажите сумму переплаты с минусом. В расчете задолженности за 2017 год эта сумма учитываться не будет. Т.е. по столбцу Долг отображается задолженность без учета долга на начало года.

    Возврат страховых взносов от несчастных случаев

    В 2019 году зауральцы могут оценивать услуги ФСС через СМС

    Постановлением Правительства РФ № 1006 от 28 августа 2018 года в перечень государственных услуг.

    Финансовое обеспечение предупредительных мер

    Напоминаем, что срок подачи заявления на финансовое обеспечение предупредительных ме?.

    Проект «Открытый контракт»

    В целях обеспечения прозрачности закупок ФСС, а также повышения эффективности закупочных п.

    Напоминаем о необходимости своевременной уплаты страховых взносов!

    Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федераци.

    Стоимость страхового года для страхователей, добровольно вступивших в правоотношения с Фондом социального страхования РФ

    Государственное учреждение – Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российско?.

    БЫСТРО! УДОБНО! БЕСПЛАТНО!

    Государственные услуги Фонда для физических и юридических лиц на портале www.gosuslugi.ru.

    Приказ Фонда социального страхования РФ от 17 февраля 2019 г. N 49
    18.07.18

    «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации»

    В соответствии со статьями 26, 27 и 29 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3738; 2010, N 31, ст. 4196; N 50, ст. 6597; 2011, N 27, ст. 3880; 2012, N 50, ст. 6966; 2019, N 26, ст. 3394), статьей 22.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2003, N 17, ст. 1554; 2019, N 51, ст. 6678), приказываю:
    1. Утвердить:
    форму акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 21 — ФСС РФ) согласно приложению N 1;
    форму заявления о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 22 — ФСС РФ) согласно приложению N 2;
    форму заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 23 — ФСС РФ) согласно приложению N 3;
    форму заявления о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 24 — ФСС РФ) согласно приложению N 4;
    форму решения о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 25 — ФСС РФ) согласно приложению N 5;
    форму решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 26 — ФСС РФ) согласно приложению N 6;
    форму решения о зачете сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации (форма 27 — ФСС РФ) согласно приложению N 7.
    2. Приказ вступает в силу со дня признания утратившими силу абзацев 3, 5, 7, 9, 11, 13 и 15 пункта 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 декабря 2019 г. N 712н «Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2019 г. N 31292) и приложений N 2, N 4, N 6, N 8, N 10, N 12, N 14 к нему.

    Председатель Фонда
    А.С. Кигим

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2019 г.
    Регистрационный N 36501

    Читайте так же:  Нотариус с майма