Требования для выполнения работ по обеспечению пожарной безопасности

Выкл. Автор admin

1.2. Требования, устанавливающие специфику обеспечения пожарной безопасности в учебно-производственных мастерских, мастерских трудового обучения, кабинетах и лабораториях, лагерях труда и отдыха, столовых, буфетах, медпунктах, музеях, спортивных сооружениях, складских помещениях и т.п., при проведении сельскохозяйственных, производственных и других видов специальных работ и занятий в образовательных учреждениях, определяются соответствующими межотраслевыми и отраслевыми правилами пожарной безопасности и иными действующими нормативными актами в области пожарной безопасности.

1.3. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за обеспечение пожарной безопасности несут:

— в образовательных учреждениях в целом — их руководители либо лица, их замещающие;

— в структурных подразделениях образовательного учреждения — их руководители либо лица, их замещающие (другие лица, назначенные приказом руководителя образовательного учреждения);

— руководители инженерно-технических служб образовательных учреждений в пределах их компетенции;

— при выполнении в образовательном учреждении работ по договору подрядными (субподрядными) организациями — руководители этих организаций. При этом в обязательном порядке должен осуществляться контроль со стороны должностного лица образовательного учреждения, ответственного за пожарную безопасность.

1.4. Руководители образовательных учреждений обязаны:

— обеспечить выполнение требований законодательных и нормативно-правовых актов РФ в области пожарной безопасности;

— обеспечить своевременное выполнение противопожарных мероприятий, предлагаемых органами государственного пожарного надзора;

— назначить приказом лиц, ответственных за пожарную безопасность территории, зданий (сооружений), помещений, структурных подразделений (отделов, кабинетов, кафедр и т.д.), а также за исправность и эксплуатацию технических средств противопожарной защиты (ТСППЗ), вентиляционных и отопительных систем, электроустановок, молниезащитных и заземляющих устройств, систем противопожарного водоснабжения, средств связи, оповещения и первичных средств пожаротушения;

— обеспечить обслуживание и своевременный ремонт вышеуказанных систем и устройств;

— установить в образовательном учреждении строгий противопожарный режим в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390), обеспечить его соблюдение всеми работниками учреждения, учащимися и посетителями;

— организовать и утвердить приказами составы добровольной пожарной дружины (далее — ДПД) и пожарно-технической комиссии (далее — ПТК), обеспечить их работу в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами;

— создать в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами систему обучения требованиям пожарной безопасности работников образовательного учреждения, прохождения ими противопожарных инструктажей, утвердив своим приказом программу пожарно-технического минимума (далее — ПТМ) и противопожарного инструктажа, порядок и сроки их прохождения;

— обеспечить разработку и утверждение плана эвакуации людей при пожаре (далее — планы эвакуации людей), проводить в каждом полугодии практические тренировки по его отработке;

— организовать разработку памяток для работников, учащихся, посетителей и инструкций по пожарной безопасности исходя из особенностей пожарной опасности отдельных помещений, участков и деятельности структурных подразделений образовательного учреждения;

— обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при проведении в зданиях образовательных учреждений каких-либо массовых мероприятий;

— обеспечить круглосуточное дежурство обслуживающего персонала в организациях с постоянным пребыванием людей. Регулярно (но не реже одного раза в месяц) проверять качество несения дежурства работниками сторожевой охраны и ответственными дежурными из числа обслуживающего персонала, а также знание ими своих действий в случае возникновения пожара;

— в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами организовать обеспечение образовательного учреждения необходимыми средствами пожаротушения, связи и сигнализации, знаками пожарной безопасности;

— осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима арендаторами (при их наличии);

— не реже одного раза в полугодие организовывать проверки противопожарного состояния территории, зданий, сооружений и структурных подразделений образовательного учреждения с составлением акта и принимать меры к устранению выявленных недостатков;

— приказом по учреждению определить порядок проведения огневых и строительно-монтажных работ;

— не допускать проведения работ сторонними организациями без принятия мер по обеспечению пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях образовательного учреждения;

— привлекать к ответственности лиц, виновных в нарушении требований нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности.

1.5. Лица, ответственные за противопожарное состояние структурных подразделений образовательного учреждения, обязаны:

— обеспечивать соблюдение в структурных подразделениях (участках) работниками и учащимися противопожарного режима;

— знать потенциальную пожарную опасность применяемых в учебно-воспитательном или производственных процессах веществ и материалов и обеспечить их применение и хранение согласно утвержденным требованиям;

— разрабатывать и представлять на утверждение руководителю образовательного учреждения инструкции о мерах пожарной безопасности и планы эвакуации людей при пожаре (как правило, совместно с должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность в учреждении);

— организовывать обучение работников требованиям пожарной безопасности на своем участке (в структурном подразделении);

— не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;

— осуществлять повседневный контроль за соблюдением подчиненными работниками требований пожарной безопасности;

— знать правила пользования имеющимися ТСППЗ, пожарной техникой, пожарным оборудованием, первичными средствами пожаротушения, средствами связи и обеспечивать их исправность и работоспособность. Об обнаруженных нарушениях противопожарных требований и неисправностях пожарной техники, ТСППЗ, средств связи, первичных средств пожаротушения немедленно сообщать руководителю образовательного учреждения (структурного подразделения) и принимать меры к их устранению;

— не допускать проведения огневых работ, выполняемых без наряда-допуска и выполнения нормативно-правовых требований пожарной безопасности при проведении огневых работ;

— обеспечивать по окончании рабочего дня осмотр и проведение уборки рабочих мест и помещений, отключение электроэнергии, за исключением дежурного освещения и электроустановок, которые по условиям эксплуатации должны работать круглосуточно;

— немедленно доводить до руководителя образовательного учреждения (структурного подразделения) сведения о возникновении аварийных ситуаций, способных привести к взрыву, пожару, а также создающих угрозу жизни и здоровью людей, и принимать необходимые меры по обеспечению эвакуации людей, остановке оборудования и недопущению возникновения пожара;

— не допускать загромождения противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями (устраивать в разрывах стоянки автотранспорта, хранить какие-либо материалы, инвентарь и оборудование), путей эвакуации, проездов, подъездов к зданиям, сооружениям, источникам противопожарного водоснабжения и пожарным лестницам, подступов к месту установки пожарной аварийно-спасательной техники, ТСППЗ, средств связи, первичных средств пожаротушения;

— контролировать исправное состояние оборудования, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, молниезащиты, заземляющих устройств защиты электродвигателей и другого оборудования, принимать меры для немедленного устранения имеющихся неисправностей.

1.6. Лица, ответственные за электрохозяйство образовательного учреждения, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами* обязаны:
________________
* Основными нормативными документами по электробезопасности являются Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (утв. постановлением Минтруда РФ от 05.01.2001 N 3 и приказом Минэнерго РФ от 27.12.2000 N 163) и приказ Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей». В них приведены требования к персоналу, эксплуатирующему электроустановки, определены порядок и условия производства работ, рассмотрены организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, испытаний и измерений в электроустановках всех уровней напряжения.

— обеспечить организацию и своевременное проведение профилактических осмотров и планово-предупредительных ремонтов электрооборудования, аппаратов защиты и электросетей, а также своевременное устранение выявленных нарушений;

— осуществлять контроль за правильностью выбора и применения кабелей, проводов, аппаратов защиты, двигателей, светильников и другого электрооборудования;

— систематически контролировать состояние электрооборудования с целью предупреждения возникновения в них аварийных режимов работы.

1.7. Каждый работник образовательного учреждения обязан:

— знать и выполнять требования общей инструкции о мерах пожарной безопасности для образовательного учреждения и инструкции о мерах пожарной безопасности на рабочем месте;

— уметь применять имеющиеся в образовательном учреждении средства пожаротушения.

1.8. Ответственный дежурный по образовательному учреждению с круглосуточным пребыванием людей обязан:

— контролировать выполнение противопожарного режима в образовательном учреждении;

— периодически проверять несение службы дежурным персоналом и соблюдение им противопожарного режима;

— знать количество (по списку) находящихся в образовательном учреждении людей, знать места их размещения и ежедневно сообщать в пожарную аварийно-спасательную службу сведения о количестве людей, находящихся в каждом здании учреждения;

— иметь на рабочем месте комплект ключей от дверей эвакуационных выходов и ворот автомобильных въездов на территорию, индивидуальное средство защиты органов дыхания и ручной электрический фонарь;

— проверить наличие и состояние ТСППЗ, первичных средств пожаротушения, средств связи, дежурного и аварийного освещения, путей эвакуации и эвакуационных выходов.

1.9. В каждом образовательном учреждении должны быть разработаны:

— общая инструкция о мерах пожарной безопасности;

— инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях и на отдельные помещения;

— планы эвакуации людей;

— документация по эксплуатации ТСППЗ;

— инструкции и другие эксплуатационные технические документы, содержащие требования пожарной безопасности в соответствии со спецификой деятельности образовательного учреждения.

1.10. Общая инструкция о мерах пожарной безопасности утверждается руководителем образовательного учреждения и должна определять требования:

— к содержанию территории, в том числе дорог и подъездов к зданиям и сооружениям;

— к содержанию зданий, помещений, сооружений и обеспечению безопасности людей при пожаре;

— к противопожарному режиму и обязанности всех работающих в образовательном учреждении по его выполнению;

— к организации и допуску к выполнению работ подрядными (субподрядными) организациями в образовательных учреждениях;

— к содержанию водоисточников, средств пожаротушения, пожарной сигнализации и связи, а также порядок вызова пожарных аварийно-спасательных подразделений и другие организационные вопросы;

— ответственность за состояние пожарной безопасности.

1.11. Инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях разрабатываются руководителями этих подразделений (как правило, совместно с должностным лицом, ответственным за пожарную безопасность в учреждении), утверждаются руководителем образовательного учреждения и должны содержать:

— специфические противопожарные мероприятия для технологических и иных процессов, несоблюдение которых может привести к пожару;

— меры пожарной безопасности при эксплуатации оборудования, при подготовке к пуску их в эксплуатацию и после ремонта;

— порядок и нормы хранения пожароопасных веществ и материалов в помещениях структурного подразделения (лаборатории, мастерской, складе);

— режим применения аппаратов с открытым огнем;

— порядок сбора, хранения и удаления из помещения горючих материалов, содержания бытовых помещений, хранения санитарной и специальной одежды;

— порядок содержания имеющихся средств пожаротушения и распределение обязанностей по надзору за их техническим состоянием;

— действия работников при возникновении пожара, способ вызова пожарных аварийно-спасательных подразделений и членов ДПД;

— порядок остановки оборудования, отключения вентиляции, основные указания по применению средств пожаротушения, порядок эвакуации людей и материальных ценностей, порядок осмотра помещений перед их закрытием.

1.12. Разрабатываемые в образовательном учреждении инструкции по пожарной безопасности и другие эксплуатационные технические документы должны основываться на действующих правилах, инструкциях и иных нормативных актах и находиться в соответствующих структурных подразделениях.

1.13. Инструкции должны периодически пересматриваться на основании противопожарного состояния образовательного учреждения и соответствующих распоряжений вышестоящих органов управления, при смене руководителя, но не реже одного раза в 3 года.

1.14. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимую для обеспечения учебного процесса мебель, а также приборы, модели, принадлежности, пособия и другие предметы, которые хранятся в шкафах, на стеллажах или стационарно установленных стойках.

1.15. Запрещается увеличивать по отношению к количеству, предусмотренному проектом, по которому построено здание, число парт (столов) в учебных классах и кабинетах.

1.16. Руководитель образовательного учреждения организует проведение с учащимися и студентами занятия (беседы) по изучению соответствующих требований пожарной безопасности.

1.17. Преподаватель по окончании занятий убирает все пожароопасные и пожаровзрывоопасные вещества и материалы в помещения, оборудованные для их временного хранения.

1.18. Проведение пожароопасных работ в образовательных учреждениях должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями раздела XVI «Пожароопасные работы» Правил противопожарного режима, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.

1.19. Обеспечение объектов первичными средствами пожаротушения осуществляется в соответствии с разделом XIX Правил противопожарного режима (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и иными действующими нормативно-правовыми актами в этой области. Более подробно об обеспечении и эксплуатации первичных средств пожаротушения см. главу 6.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности на предприятии.

1. Основные понятия

1.1. Пожарная безопасность – состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров.

1.2. Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

1.3. Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

1.4. Нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

1.5. Противопожарный режим – правила поведения людей, порядок организации производства и содержание помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.

1.6. Меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

2. Общие положения

2.1. Настоящее положение определяет функции предприятия в области обеспечения пожарной безопасности, регламентирует обязанности его руководителей, руководителей филиалов, служб, отделов, инженерно-технического персонала, рабочих и служащих, а также определяет порядок, формы и методы их работы по созданию надлежащего противопожарного режима на своих рабочих местах.

2.2. Положение вводится в целях улучшения работы по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению пожаров и является обязательным документом для исполнения всеми руководителями, инженерно-техническим персоналом, рабочими и служащими предприятия.

2.3Работа по обеспечению пожарной безопасности ведётся в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), приказами, указаниями, информацией ГУГПС МЧС РФ, УГПН ГУГО и ЧС Санкт-Петербурга, а также организационно-распорядительной документацией предприятия и настоящим Положением.

3. Организация работы по обеспечению пожарной безопасности

3.1. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в Государственном унитарном предприятии ________ в целом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, возлагается на Генерального директора.

3.1.1. Генеральный директор обязан:

  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности на объектах предприятия;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам
  • пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • создать на объектах пожарно-техническую комиссию и добровольную пожарную дружину, содействовать их деятельности;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожара;
  • обеспечить доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территорию, в здания и иные объекты предприятия;
  • предоставлять по требованию должностных лиц Госпожнадзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на объектах предприятия, а также о происшедших пожарах;
  • включить в функциональные обязанности должностных лиц решение вопросов пожарной безопасности исходя из возложенных на них служебных и производственных задач;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах.
  • Читайте так же:  Налог с продаж в рознице

    3.2. Ответственность за организацию и проведение всей работы по обеспечению пожарной безопасности на предприятии несет заместитель Генерального директора – технический директор.

    3.2.1. На заместителя Генерального директора – технического директора возлагается:

  • осуществление контроля за соблюдением установленного противопожарного режима, выполнением инструкций, норм, правил;
  • обеспечение выполнения предписаний, постановлений и других законных требований должностных лиц пожарной охраны;
  • разработка планов, приказов, распоряжений по обеспечению пожарной безопасности и осуществлению контроля за их исполнением;
  • оказание содействия в работе пожарно-технической комиссии, пожарных боевых расчётов;
  • организация и контроль за своевременным проведением инструктажей, занятий по пожарно-техническому минимуму;
  • выявление причин и обстоятельств грубейших нарушений вопросов пожарной безопасности, принятие мер по их предупреждению.
  • 3.3. Ответственность за эксплуатацию и исправное техническое состояние электроустановок, отопления, вентиляции, противопожарного водопровода, всех систем и средств противопожарной защиты на предприятии несет заместитель технического директора (по эксплуатации):

    3.3.1. На заместителя технического директора (по эксплуатации) возлагается проведение регулярных проверок и содержание в исправном состоянии:

  • электрооборудования, отопления, вентиляции;
  • сетей противопожарного водоснабжения;
  • систем автоматической пожарной защиты и средств связи;
  • систем противодымной защиты (клапаны дымоудаления, вентиляторы подпора воздуха, двери в коридорах, проходах, лифтовых холлах, лестничных клетках, тамбурах) ;
  • систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией ;
  • первичных средств пожаротушения (огнетушители).
  • 3.3.2. На заместителя технического директора (по эксплуатации) возлагается ответственность за планирование работы пожарно-технической комиссии, осуществление контроля за выполнением планов.

    3.4. Ответственность за пожарную безопасность опасных промышленных объектов, вспомогательных и эксплуатационных предприятий, административных зданий и т.д. несут директоры филиалов, самостоятельных структурных подразделений, другие должностные лица, специально назначенные приказом генерального директора.

    Лица, ответственные за пожарную безопасность ОБЯЗАНЫ:

    • знать пожарную опасность технологического процесса, а также веществ, материалов, применяемых и хранимых в обслуживаемых помещениях, участках;
    • знать действующие правила, инструкции по пожарной безопасности, общему противопожарному режиму, а также для отдельных пожароопасных производственных помещений, операций, работ;
    • следить за состоянием подъездов, подступов к зданию, гидрантам, водоёмам, расположенным на территории данного объекта, склада и т.п.;
    • следить за состоянием эвакуационных путей и выходов, не допускать их загромождений, установки каких-либо приспособлений, препятствующих нормальному закрытию противодымных и противопожарных дверей, закрытия наглухо основных и запасных выходов, люков и т.п.;
    • разъяснять рабочим и служащим меры пожарной безопасности, действующие на данном участке, цехе, помещении, порядок действий в случае пожара, эвакуации, проводить инструктаж и обучение своего персонала;
    • знать места расположения первичных средств пожаротушения, связи, сигнализации, следить за их исправностью и уметь ими пользоваться при пожаре;
    • не допускать проведения временных пожароопасных работ в помещениях и на территории объекта без специально оформленного наряда-допуска;
    • организовать проведение ежедневно по окончании рабочего дня, перед закрытием, тщательный осмотр обслуживаемых помещений.
    • Следить за тем, чтобы после окончания работы производилась уборка рабочих мест и помещений, отключалась электросеть за исключением дежурного освещения, источников электропитания автоматических установок пожаротушения и сигнализации, а также электроустановок, которые по условиям технологического процесса производства должны работать круглосуточно;
    • постоянно следить за соблюдением рабочими и служащими мер пожарной безопасности, установленного противопожарного режима, а также за своевременным выполнением предложенных уполномоченным должностным лицом противопожарных мероприятий;
    • знать порядок действий при пожаре, эвакуации своего персонала, имущества;
    • выполнять другие возложенные на них дополнительные обязанности.
    • 3.4. Рабочие и служащие обязаны:

    • соблюдать требования пожарной безопасности и поддерживать противопожарный режим;
    • знать места расположения и уметь пользоваться огнетушителями, внутренними пожарными кранами;
    • при обнаружении пожара немедленно уведомлять пожарную охрану;
    • до прибытия пожарной охраны посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара;
    • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожара;
    • немедленно докладывать своему непосредственному руководителю о нарушениях установленного противопожарного режима и правил пожарной безопасности.
    • 3.5. Ведущий инженер по пожарной безопасности отдела промышленной безопасности управления занимается организацией и проведением всей работы по обеспечению пожарной безопасности на предприятии.

      3.5.1. На него возлагается:

      • проведение анализа состояния пожарно-профилактической работы и разработка мер по её улучшению;
      • проведение работы по обеспечению пожарной безопасности и мероприятий по предупреждению пожаров на опасных промышленных объектах;
      • проведение совместных со службами проверок состояния сетей противопожарного водоснабжения, установок пожарной сигнализации, пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией;
      • участие в работе пожарно-технической комиссии по проверке противопожарного состояния объектов, выполнению требований и правил, установленного противопожарного режима;
      • организация проведения вводного инструктажа принимаемых на работу и обучения членов боевых расчётов ДПД действиям в случае пожара и эвакуации людей;
      • оказание филиалам, отделам, службам, подразделениям методической помощи в разработке инструкций по пожарной безопасности, проведении первичного, повторного, внепланового инструктажей на рабочем месте.

      3.5.1. Осуществляет контроль за:

    • проведением мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
    • выполнением в филиалах, подразделениях требований приказов, правил, норм, инструкций по пожарной безопасности;
    • своевременным проведением соответствующими службами технического обслуживания и содержания в исправном состоянии вентиляции, электрооборудования противопожарного водоснабжения, первичных средств пожаротушения, систем противопожарной защиты и т.п.;
    • своевременным проведением первичного, повторного, внепланового инструктажей руководителями подразделений на рабочих местах.
    • 3.5.2. Имеет право:

    • проверять состояние пожарной безопасности во всех подразделениях предприятия и давать обязательные для исполнения предписания (приложение №1.) об устранении выявленных недостатков;
    • запрашивать и получать от филиалов, подразделений материалы по пожарной безопасности, требовать письменных объяснений от лиц, допустивших нарушение норм, правил, инструкций по пожарной безопасности;
    • требовать от руководителей филиалов, подразделений отстранение от работы лиц, не прошедших противопожарного инструктажа;
    • представлять руководству предприятия предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по обеспечению пожарной безопасности и вносить предложения по привлечению к дисциплинарной ответственности в установленном порядке лиц, виновных в нарушении правил пожарной безопасности, инструкций и не выполняющих требования по устранению замечаний;
    • беспрепятственно осматривать в любое время суток производственные, служебные и бытовые помещения и объекты предприятия;
    • представительствовать с ведома руководства в государственных и других общественных организациях при обсуждении вопросов пожарной безопасности.
    • Инженер по пожарной безопасности

      Краткий курс пожарной
      безопасности в строительстве
      и на предприятиях

      ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

      Понятие противопожарного режима предприятия

      Противопожарный режим – это правила поведения людей, порядок организации производства, содержания территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий в целях обеспечения их пожарной безопасности в соответствии с нормативными требованиями и допустимым пожарным риском.

      Даже если все производственные объекты организации будут построены с соблюдением установленных требований пожарной безопасности (правильно выбран земельный участок под застройку, все применяемые строительные материалы и конструкции имеют нормированные показатели пожароопасности и огнестойкости; в каждом здании, где это требуется по нормам, смонтированы противопожарный водопровод, системы оповещения людей о пожаре, системы автоматического обнаружения и тушения пожаров и т.п.), в них все равно могут возникать пожары, если в данной организации не будет обеспечен соответствующий противопожарный режим. Необходимо, чтобы все эти системы были постоянно исправны и надежно работали, чтобы за их работу кто-то отвечал и организовывал ее, чтобы была установлена система периодического и постоянного осмотра производственных помещений и наружных территорий, а выявленные нарушения быстро устранились. Надо, чтобы все работники, от уборщицы до руководителя предприятия, соблюдали установленные требования пожарной безопасности и требовали этого от других. Надо, чтобы все они были соответствующим образом подготовлены и обучены, умели правильно действовать во время пожара.

      Все это и составляет предмет противопожарного режима, который должен быть соответствующими приказами (распоряжениями) руководителя установлен на предприятии, постоянно контролироваться и соблюдаться.

      Пожарный риск – это вероятность возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество его опасных факторов.

      Установлены следующие виды пожарного риска:

    • • индивидуальный пожарный риск (вероятность гибели одного человека от опасных факторов пожара);
    • • социальный пожарный риск (вероятность гибели группы людей).
    • Индивидуальный пожарный риск не должен превышать одну миллионную в год для людей, находящихся в зданиях, сооружениях и на территориях производственных объектов.

      Для людей, находящихся за территорией, вблизи производственных объектов (в жилой зоне, общественно-деловой зоне) индивидуальный пожарный риск не должен превышать одну стомиллионную в год, а социальный пожарный риск – одну десятимиллионную в год.

      Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

    • 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и пожарный риск не превышает допустимых значений;
    • 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности.
    • Обязанности руководителя организации по пожарной безопасности

      Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

      Согласно требованиям Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны:

    • • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
    • • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
    • • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
    • • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
    • • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
    • • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
    • • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
    • • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о произошедших на их территориях пожарах и их последствиях;
    • • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
    • • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень.
    • Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

      При обеспечении пожарной безопасности крайне важно обращаться в компанию с отличной репутацией и опытом, способную предложить:

    • услуги первичного обследования объекта защиты, проектирования, монтажа и введения в эксплуатацию систем пожаротушения, предупреждения о пожаре и эвакуации;
    • услуги разработки внутренних регламентирующих документов;
    • услуги гарантийного и постгарантийного обслуживания технических средств;
    • широкий ассортимент исключительно сертифицированного противопожарного оборудования.
    • Куда можно обратиться?

      Обучение пожарно-техническому минимуму персонала может помочь избежать пожаров или снизить последствия в случае их возникновения.

      Несоблюдение правил пожарной безопасности влечет за собой административную и даже — в случае гибели людей — уголовную ответственность.

      Без пожарной декларации изделие не допускается к выходу на потребительский рынок и не сможет пройти таможенные процедуры.

      План эвакуации при пожаре должен находиться на видном месте и быть четким и понятным.

      Наличие и регулярная проверка огнетушителей, а также правильно оформленные планы эвакуации в случае пожара могут помочь избежать материального ущерба и человеческих жертв.

      Сегодня высокотехнологичные системы пожаротушения способны обнаруживать очаги возгорания, предупреждать людей об опасности и автоматически начинать тушение.

      Спецпредложения, акции и скидки помогут существенно сэкономить при покупке средств пожаротушения.

      Современный рынок предлагает широкий выбор пожарного оборудования и специализированных средств, которые в экстренных ситуациях помогают справиться с огнем.

      Вопросы пожарной безопасности не теряют своей актуальности для России в целом и для ее хозяйствующих субъектов в частности. Так, согласно официальной статистике МЧС, в январе-сентябре 2017 года на территории РФ было зафиксировано около 95 000 пожаров, материальный ущерб от которых составил более 11 миллиардов рублей. Во время пожаров погибло более 5 000 и было травмировано около 6 700 человек [1] . В связи с этой печальной статистикой государство с каждым годом ужесточает контроль и требования в сфере пожарной безопасности, относящиеся не только к зданиям и сооружениям, но также к производимой продукции и материалам.

      Нарушение требований пожарной безопасности в части применения несертифицированной продукции может привести к трагическим последствиям, таким как пожар 5 декабря 2009 года в клубе «Хромая лошадь». Жертвами трагедии стали 156 человек — большинство погибли из-за отравления токсичными продуктами горения отделочных материалов.

      Какие документы устанавливают общие требования пожарной безопасности

      Нормативная база в сфере обеспечения пожарной безопасности в РФ является довольно объемной и многоуровневой. Помимо федеральных законов, она включает в себя нормативные акты ведомственного и регионального уровней. Базовым документом в данной сфере является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором описываются общие принципы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, функции государственной противопожарной службы, полномочия органов государственной власти в данной области.

      Следующим в иерархии стоит Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающий общие принципы и особенности технического регулирования в различных областях, включая пожарную безопасность. Закон также устанавливает порядок принятия технических регламентов, принципы подтверждения соответствия этим регламентам, ответственность и полномочия государственных контрольных органов в данной сфере, а также порядок аккредитации испытательных лабораторий, выполняющих работы по оценке соответствия.

      Основным же законом, детально описывающим требования пожарной безопасности к различным объектам и видам продукции, является Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в редакции от 29 июля 2017 года (далее — Закон № 123-ФЗ). Именно его мы будем подробно рассматривать в данной статье, так как данный документ является главным для производителей продукции и их законных представителей.

      123-ФЗ: Альфа и Омега технического регулирования в области пожарной безопасности

      Федеральный закон № 123-ФЗ по сути представляет собой технический регламент, применяемый к так называемым объектам защиты. Объект защиты — это любая продукция или имущество, к которым установлены требования по пожарной безопасности. Закон состоит из 8 разделов и приложения из 30 таблиц. Цель законодательного акта — обеспечение защиты имущества (государственного, муниципального и частного), а также самих жителей РФ от пожаров и их последствий. Действие регламента распространяется на объекты защиты, в том числе на здания и сооружения, а также на пожарно-техническую и иную продукцию. Положения документа должны использоваться не только при проектировании, но также при эксплуатации объектов защиты и при разработке технической документации.

      Каждый раздел Закона по сути представляет собой технические требования пожарной безопасности по отношению к различным объектам защиты. Раздел 2, например, касается поселений и городских округов, Раздел 3 посвящен зданиям и сооружениям, Раздел 4 — производственным объектам, Раздел 5 — пожарной технике, Раздел 6 — продукции общего назначения.

      Для производителей особенно важным является Раздел 7, в котором устанавливаются принципы и правила оценки соответствия объектов защиты, включенных в Закон № 123-ФЗ, требованиям пожарной безопасности. Оценка соответствия является обязательной процедурой и может проводиться в форме сертификации или декларирования. Без нее невозможно ввести в эксплуатацию ни одно здание или выпустить на рынок тот или иной товар, импортированный или произведенный в России, на который распространяется действие настоящего Федерального закона. По отношению к любой другой продукции, не включенной в перечни Закона № 123-ФЗ, оценка может проводиться добровольно для подтверждения пожаростойких качеств — наличие сертификата соответствия может стать весомым аргументом для покупателей данных изделий.

      Оценка соответствия может включать в себя различные меры и порядок действий, в зависимости от применяемой схемы сертификации — аудит, испытания или экспертиза, приемка и ввод в эксплуатацию, производственный контроль и др. Законом установлены несколько схем сертификации, разделенных на категории. Первая категория применяется к серийно выпускаемой продукции (7 схем), вторая — к ограниченным партиям продукции (3 схемы).

      При обозначении схем используются буквы С (сертификация) и Д (декларирование). Декларация пожарной безопасности составляется и подается для регистрации в аккредитованный орган по сертификации собственником продукции или помещения, в ней указываются меры пожарной безопасности, предпринятые заявителем (собственные доказательства). Пожарный сертификат оформляется аккредитованным органом по сертификации.

      Приведем краткую характеристику схем, применяемых к серийно выпускаемой продукции:

    • 1д — декларация соответствия проводится на основе собственных доказательств заявителя.
    • 2д — собственные доказательства и испытания в аккредитованной лаборатории.
    • 3д — собственные доказательства, лабораторные испытания и сертификация системы качества на производстве.
    • 2с — сертификация на основе анализа состояния производства и лабораторные испытания.
    • 3с — лабораторные испытания и инспекционный контроль.
    • 4с — анализ состояния производства, лабораторные испытания, инспекционный контроль.
    • 5с — лабораторные испытания, сертификация системы качества на производстве, инспекционный контроль.
    • Например, схемы 2д, 3д и 5д, согласно статье 146 Закона № 123-ФЗ, применяются по выбору продавца или производителя к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Декларирование особенно актуально для компаний, чья продукция уже находится на таможне, так как декларация, в отличие от сертификата, может быть получена даже за 1 день.

      В то же время для огнетушителей, средств индивидуальной защиты при пожаре, средств пожарной автоматики, оборудования и изделия для спасения людей и др. применяются схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с на выбор производителя или продавца. Схема 3с применяется только для получения нового сертификата взамен старого на ранее сертифицированную продукцию. Сертификация проводится только аккредитованными органами. Положительное или отрицательное решение по заявке на проведение сертификации выносится в течение в 30 дней.

      Кто отвечает за исполнение требований технического регламента о пожарной безопасности: а судьи кто?

      Надзор за выполнением установленных требований по пожарной безопасности государственных органов, организаций и частных лиц осуществляет Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РФ). Ранее МЧС также занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, однако с 1 ноября 2011 года данную функцию осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). При этом нужно учитывать, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. В случае декларирования продукции вся ответственность за безопасность лежит на производителе. Росаккредитация также осуществляет регулярный инспекционный контроль органов по сертификации и лабораторий, ведет и публикует реестр данных организаций.

      Ответственность за неисполнение требований 123-ФЗ

      В главе 7 Федерального закона № 184-ФЗ обозначено, что ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов несет не только ее изготовитель, но также продавец. Если в результате нарушения требований был причинен вред физическим или юридическим лицам, то изготовитель или продавец обязаны возместить ущерб. Административная ответственность детализирована в КоАП РФ.

      Если в техническую документацию на продукцию не включена обязательная информация о показателях пожароопасности, должностные лица могут подвергнуться штрафу от 15 000 до 20 000 рублей, а юридические лица — от 90 000 до 100 000 рублей.

      В общих случаях при нарушении требований пожарной безопасности в статье 20.4 КоАП РФ установлены размеры штрафов: от 150 000 до 200 000 рублей — для юрлиц, от 6 000 до 15 000 рублей — для должностных лиц. Если в результате нарушения возник пожар и был нанесен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, повреждено чужое имущество, штраф для должностных лиц составит 40 000–50 000 рублей, для юридических лиц — 350 000–400 000 рублей. Если результатом пожара стал тяжелый вред здоровью или смерть человека, юридическое лицо подвергается штрафу в размере 600 000–1 000 000 рублей. Но наиболее часто применяемая мера — приостановление деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.

      В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. В частности, дознаватели ГПС имеют право открывать и расследовать уголовные дела, попадающие под действие данной статьи, в случае если был причинен тяжкий вред здоровью человека. Нарушение правил, повлекшее смерть человека, наказывается принудительными работами либо лишением свободы на срок до 5 лет с запретом на занятие определенными видами деятельности. В случае смерти двух и более лиц срок лишения свободы может достигнуть 7 лет.

      Итак, независимо от того, какую схему подтверждения соответствия вы выбрали, следует обратиться за помощью в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности. Эксперты органа сертификации помогут не только правильно выбрать схему подтверждения соответствия, но и получить документ в кратчайшие сроки.

      Где приобрести сертифицированную продукцию для обеспечения пожаробезопасности?

      Как не ошибиться в выборе торговой организации и производителя, если вы не специалист в обеспечении противопожарной безопасности? Рассказывает Павел Иосифович Пасюков, генеральный директор ООО «Магазин 01»:

      «Приобретение пожарного оборудования может оказаться срочным делом, так как законодательство часто меняется, ответственность за его нарушение растет, а на рынке представлены отнюдь не только сертифицированные товары. Суета может усугубить ситуацию, поэтому разумнее всего прибегнуть к помощи экспертов.

      Торговая сеть пожарного оборудования «Магазин 01» была создана в 2003 году и сегодня предлагает уже более 3500 наименований сертифицированной продукции противопожарного назначения. К вашим услугам 10 розничных магазинов в Москве и Московской области. Вы также можете приобрести товары непосредственно со склада и воспользоваться услугами технического обслуживания или перезарядки огнетушителей (на что требуется разрешение МЧС РФ). Наши специалисты тщательно отбирают и продукцию, и поставщиков. Также мы предлагаем изделия собственного производства. Консультацию по обеспечению пожарной безопасности вы можете получить как по телефону, так и с выездом нашего сотрудника к вам на объект. Производится доставка и монтаж приобретенной продукции. У нас есть дисконтный отдел, проводятся акции, так что вы всегда сможете приобрести необходимые товары на выгодных условиях».

      Требования для выполнения работ по обеспечению пожарной безопасности

      РАЗДЕЛЫ:

      Новости недвижимости
      Обзор новостей
      Ремонт
      Дизайн
      Загородное строительство
      Строительство бань и саун
      Примеры проектов, цены
      Вентиляция
      Кондиционирование
      Отопление
      Водоснабжение Канализация
      Монтажные работы
      Проектирование зданий
      Техобслуживание зданий
      Пожарная безопасность
      Информация о СРО
      Ремонт своими руками
      Мебель
      Строительство дорог
      Организация АТП
      Строительные материалы
      Краски, лаки, инструмент
      Электроинструмент
      Бензоинструмент
      Строительное оборудование
      Дачные вопросы
      Полезная информация
      Советы от читателей
      Новости партнёров
      Программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований
      Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
      Организация обеспечения пожарной безопасности
      Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и организация их осуществления
      Требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению
      Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах
      Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма
      Нормативно-правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
      Перевод ГО с мирного на военное положение
      Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
      Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС
      Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности
      Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а так же при ЧС
      Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС
      Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы и возникновения опасностей мирного и военного времени
      Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность
      Действия руководителей спасательных служб по обеспечению проведения мероприятий ГО
      Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС и РСЧС
      Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)
      Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности
      Организация и проведение АСДНР
      Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР
      Организация и проведение специальной обработки
      Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ
      Организация и проведение учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
      Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности. Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей
      Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов
      Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения
      Тесты

      Организация обеспечения пожарной безопасности

      1. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности

      По статистическим данным на территории Российской Федерации каждый год происходит в среднем около 300 тысяч пожаров, а материальный ущерб от по­жаров исчисляется десятками миллиардов рублей.

      Пожароопасность сегодня возрастает, так как в промышленно­сти, строительстве и быту применяется множество легковоспламе­няющихся веществ и материалов. Используется в огромных коли­чествах нефть и нефтепродукты, природный газ. В производстве сохраняются и внедряются сложные и энергоемкие технологии, обладающие высокой потенциальной пожароопасностью. Все это требует повышенного внимания к противопожарной защите, осто­ рожности, высокой технологической дисциплины. Многие пред­ приятия и иные объекты имеют свои специфические требования по обеспечению пожарной безопасности.

      Из этого можно сделать вывод о том, что основой предупреждения пожаров является организация обеспечения пожарной безопасности.

      В связи с тем, что основой предупреждения пожаров является организация обеспечения пожарной безопасности, в Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты в области обеспечения пожарной безопасности, которые:

      — во-первых, определяют общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации;

      — во-вторых, регулируют в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства;

      — в-третьих, устанавливают ответственность за несоблюдения правил противопожарной безопасности.

      Ими являются:

      Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ (в редакции от 01.04.2005 N 27-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ и определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 82-О), который является основным нормативным правовым актом в области обеспечении пожарной безопасности и дает основные определения:

      пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

      пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

      требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

      нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

      противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;

      меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

      пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

      пожарно-техническая продукция — специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

      государственный пожарный надзор — осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

      ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

      подтверждение соответствия в области пожарной безопасности — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;

      нормативные документы по пожарной безопасности — технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности;

      профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

      первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в редакции от 02.07.2005 N 80-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 02.07.2005 N 82-ФЗ) и Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ (в редакции от 28.12.2004 N 187-ФЗ), которые устанавливают административную и уголовную ответственность за несоблюдения правил противопожарной безопасности и за заведомо ложный вызов специализированных служб.

      Например, в статье 19.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за заведомо ложный вызов пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб устанавливается административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

      Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» от 31 мая 2002г. N 373 (в редакции от 20.06.2005 N 385);

      Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной противопожарной службе» от 20 июня 2005 г. № 385;

      Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении норм пожарной безопасности «проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» от 20 июня 2003г. № 323 (НПБ 104-03);

      Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» от 18 июня 2003г. № 313 (ППБ 01-03)

      Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении норм пожарной безопасности «перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» от 18 июня 2003г. № 315 (НПБ 110-03).

      При этом хочется акцентировать внимание на том, что законодательство субъектов Российской Федерации не действует в случае, если он устанавливает более низкие, чем Федеральный закон «О пожарной безопасности», требования пожарной безопасности.

      2. Система обеспечения пожарной безопасности

      Как мы выяснили ранее основой обеспечения пожарной безопасности является соблюдения:

      мер пожарной безопасности, то есть действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

      противопожарного режима, то есть правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;

      требований пожарной безопасности, под которыми подразумеваются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, следовательно, нарушение требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

      Для организации обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации была создана система обеспечения пожарной безопасности.

      Под системой обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации в соответствии с Федеральный закон «О пожарной безопасности» понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

      Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:

      нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

      создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

      разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

      реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

      проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

      содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

      научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

      информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

      осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

      производство пожарно-технической продукции;

      выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

      лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;

      тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

      учет пожаров и их последствий;

      установление особого противопожарного режима

      Для выполнения этих функций система обеспечения пожарной безопасности состоит из нескольких элементов.

      Перечислим их – это органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Необходимо отметить, что главной составляющей системы обеспечения пожарной безопасности является один из органов государственной власти — пожарная охрана.

      Пожарная охрана, ее виды и задачи.

      Как мы выяснили, ранее основным элементом системы обеспечения пожарной безопасности является пожарная охрана.

      Итак, пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

      Основными задачами пожарной охраны являются:

      во-первых, организация и осуществление профилактики пожаров;

      во-вторых, спасение людей и имущества при пожарах;

      в-третьих, организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

      Система пожарной охраны состоит из следующих видов:

      государственная противопожарная служба;

      муниципальная пожарная охрана;

      ведомственная пожарная охрана;

      частная пожарная охрана;

      добровольная пожарная охрана.

      Государственная противопожарная служба координирует деятельность других видов пожарной охраны и подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.

      Федеральная противопожарная служба включает в себя:

      структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

      структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

      органы государственного пожарного надзора;

      пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

      подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

      подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

      Одним из основных элементов Федеральной противопожарной службы является Государственный пожарный надзор в Российской Федерации. Он осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

      Органами государственного пожарного надзора являются:

      федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

      структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;

      структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;

      подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

      Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

      Муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана

      Муниципальные, ведомственные, частные и добровольные пожарные охраны, осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

      Они создаются в целях содействия деятельности Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности, организации и проведение обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды пожарно-технических знаний, конкурсов на противопожарную тематику (художественные, литературные и иные), осуществления материально — технического обеспечения пожарной охраны создаются муниципальные, ведомственные и добровольные пожарные охраны.

      На подразделения муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны возлагаются следующие основные задачи:

      участие в предупреждении пожаров;

      участие в тушении пожаров.

      В соответствии с возложенными задачами подразделения муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:

      контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);

      принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;

      проводят противопожарную пропаганду;

      принимают участие в службе пожарной охраны;

      участвуют в тушении пожаров.

      Муниципальная пожарная охрана создается, реорганизуется и ликвидируется органами местного самоуправления на территории муниципальных образований с обязательным информированием подразделения ГПС, в районе выезда которого находится соответствующее муниципальное образование о создании, реорганизации и ликвидации подразделения добровольной пожарной охраны.

      Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

      Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются положениями федеральных органов исполнительной власти, согласованными с Государственной противопожарной службой.

      При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

      Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

      Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными.

      Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

      Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

      В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.

      Отбор граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения добровольной пожарной охраны осуществляется органом местного самоуправления, а в добровольные пожарные объектового подразделения добровольной пожарной охраны — организациями.

      Для участия в отборе граждане подают письменное заявление на имя руководителя органа местного самоуправления (организации).

      По результатам отбора в течение 30 дней со дня подачи заявления орган местного самоуправления (организация) принимает решение о принятии гражданина в добровольные пожарные или об отказе гражданину в приеме в добровольные пожарные. Граждане, принятые в добровольные пожарные, регистрируются в Реестре добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны или в Реестре добровольных пожарных объектового подразделения добровольной пожарной охраны.

      Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливается руководителем органа местного самоуправления по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

      Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается руководителем органа местного самоуправления по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

      Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

      Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

      Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

      Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

      Иные органы исполнительной власти, осуществляющий контроль и государственный пожарный надзор за обеспечением пожарной безопасности

      Как говорилось ранее система обеспечения пожарной безопасности состоит из органов государственной власти, органов местного самоуправления, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К таким органам относятся:

      — Государственная лесная охрана РФ,

      — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзор,

      — Государственная инспекция по маломерным судам,

      — Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте,

      Государственная лесная охрана РФ, которая осуществляет контроль и государственный пожарный надзор за обеспечением пожарной безопасности в лесном фонде Российской Федерации и в лесах, не входящих в лесной фонд Российской Федерации;

      Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзор осуществляющая контроль и государственный пожарный надзор за обеспечением пожарной безопасности на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения;

      Государственная инспекция по маломерным судам и бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте, которые осуществляют контроль и государственный пожарный надзор за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации морских и речных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений;

      МИД РФ, осуществляющий контроль и государственный пожарный надзор за обеспечением пожарной безопасности в дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом;

      КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ

      Вопрос 1.

      Основным нормативным правовым актом в области обеспечении пожарной безопасности, в котором определены требования пожарной безопасности является:

      Варианты ответов:

      1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ.

      2. Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» от 31 мая 2002г. N 373.

      3. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной противопожарной службе» от 20 июня 2005 г. № 385.

      Вопрос 2.

      Совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ называется:

      1. Пожарной охраной.

      2. Системой обеспечения пожарной безопасности.

      3. Противопожарной службой.

      Вопрос 3.

      Государственный пожарный надзор в Российской Федерации является одним из основных элементов:

      1. Федеральной противопожарной службы.

      2. Пожарной охраны.

      3. Организацией, принимающей участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Вопрос 4.

      Муниципальная пожарная охрана создается, реорганизуется и ликвидируется органами:

      1. Местного самоуправления на территории муниципальных образований с обязательным информированием подразделения ГПС, в районе выезда которого находится соответствующее муниципальное образование.

      2. Федеральными органами исполнительной власти.

      3. Органами управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

      Вопрос 5.

      Добровольная пожарная охрана – это:

      1. Форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

      2. Привлечение граждан к обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

      3. Форма участия граждан в ликвидации ЧС связанных с пожарами.

      Читайте так же:  Приказ 457 мз рф от 28.12.2000