Штраф за вредные выбросы

Выкл. Автор admin

В России выросли штрафы за загрязнение рек и озер

2 июня в России отмечается Международный день очистки водоемов

Максимальный штраф за нарушение правил водопользования до недавнего времени составлял 50 тысяч рублей. Однако это не останавливало предприятия, которые сбрасывали в воду промышленные отходы, загрязняя в том числе источники питьевой воды. С конца апреля штрафы выросли в несколько раз, и теперь максимальное наказание для юрлиц составит 300 тысяч рублей.

В воду сбрасывают 11 миллионов тонн вредных веществ

По данным Росприроднадзора, ежегодно в поверхностные водные объекты поступает более 11 миллионов тонн загрязняющих веществ. В 2019-2017 годах к административной ответственности было привлечено четыре тысячи загрязняющих предприятий, которые выплатили в казну 353 миллиона рублей. Но им проще и дешевле было отделаться штрафом, чем устанавливать современные очистные сооружения.

Загрязняющие вещества сбрасывают и в те водоемы, откуда в наши дома поступает вода. В государственном докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2019 году» отмечается, что 15 процентов источников централизованного водоснабжения все еще не соответствуют нормам. Население 47 регионов вынуждено пить воду, не отвечающую требованиям качества и безопасности. Наиболее опасны в этом плане такие регионы: Бурятия, Тульская, Костромская, Курганская области, Карачаево-Черкесия.

И хотя главными источниками загрязнения являются старые водопроводные трубы, чистота источников водозабора тоже играет важную роль. Даже рядом с Байкалом, крупнейшим хранилищем пресной воды, в небольшие поселения нередко попадает непригодная для питья жидкость.

Петербургские депутаты предлагают передать охрану подводных памятников регионам

На качество питьевой воды, подаваемой людям, влияют антропотехногенные факторы. Например, сброс неочищенных сточных вод в водные объекты, в том числе залповые и аварийные сбросы. Организации, которые работают в коммунальной сфере, в области здравоохранения и общепита, выбрасывают сточные воды с большим содержанием опасных органических веществ и бактерий. Предприятия сельского хозяйства, расположенные недалеко от рек и озер, загрязняют их пестицидами, азотом, фосфором. А с объектов тяжелой промышленности, на которых не установлены очистные сооружения, в воду попадают соли тяжелых металлов — ртути, хрома, свинца; химические соединения, нефтепродукты.

Из-за этого люди подвергаются риску заражения опасными инфекциями и возникновения хронических заболеваний. Из-за нефтепродуктов во многих водоемах России запрещено не только брать воду для питья, но и купаться в ней.

Питьевая вода в регионах станет чище

Минприроды проводит работу по очистке промышленных стоков. Глава ведомства Дмитрий Кобылкин в ходе «правительственного часа» в Госдуме заявил, что уровень антропогенного воздействия на природу остается очень высоким.

«От промышленных центров объем стоков, сбрасываемых в поверхностные воды без достаточной очистки, составляет около 30 процентов», — сказал Дмитрий Кобылкин. С 2012 года реализовано 64 инвестпроекта по очистке сточных вод на сумму свыше 58 миллиардов рублей, что привело к сокращению сброса загрязненных вод предприятиями. Но ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы, подчеркнул министр.

На поддержку государственных программ по повышению качества водоснабжения субъектам Федерации предоставляют субсидии из федерального бюджета. Это делается в рамках федерального проекта «Чистая вода», рассчитанного на 2019-2024 годы.

На первом этапе для получения субсидии регионы должны оценить состояние объектов водоснабжения и водоподготовки на соответствие критериям качества. Затем нужно утвердить программы по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения и направить в Минстрой заявки на получение субсидий. По словам замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Максима Егорова, оценкой эффективности использования субсидии будет количество населения, обеспеченного качественной питьевой водой.

Глава Комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев отметил, что программы по улучшению качества воды в последние годы осуществлялись за счет самих регионов и работали точечно. Многие из них дали эффект, но федеральное финансирование принесет более масштабные результаты. На то, чтобы перевооружить систему централизованного водоснабжения в городах и провести водопровод в села, субъектам выделят из бюджета 147 миллиардов рублей.

«Но все благие намерения таковыми и останутся, если не прописать четкие критерии оценки этой и других программ «Экологии», — уверен Николаев. По его мнению, нужно контролировать не то, сколько денег выделили на тот или иной проект, а то, насколько вода станет качественной.

Штрафы вырастут в несколько раз

Парламентарии надеются, что повысить экологическую ответственность предприятий помогут санкции за загрязнение водоемов. Так, 26 апреля вступил в силу закон, направленный на ужесточение ответственности за нарушение правил охраны водных объектов.

Документ разработан Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Депутат Заксобрания Надежда Тихонова, представляя его на пленарном заседании, напомнила, что сейчас максимальный штраф за загрязнение водоемов — 50 тысяч рублей. При этом штрафы за нарушение правил охраны атмосферного воздуха для юридических лиц составляют от 180 тысяч до 250 тысяч рублей, а за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. «Мы хотим сократить этот разброс», — заявила она.

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях устраняют диспропорцию санкций за загрязнение воздуха, воды и недр.

За вредные выбросы в атмосферу с нарушением установленных требований организации платят штраф до 250 тысяч рублей, а за загрязнение водных ресурсов —

в среднем 20-50 тысяч. Теперь за нарушение водоохранного режима на водозаборах, которое может повлечь загрязнение или другие вредные явления, должностные лица заплатят штраф 20-30 тысяч, а юрлица — 80-100 тысяч рублей. Раньше штраф за это составлял соответственно 1-2 тысячи и 10-20 тысяч.

За незаконную добычу песка, гравия, глины или торфа с организаций возьмут штраф от 100 до 120 тысяч рублей вместо прежних 20-30 тысяч рублей, а с чиновников — 30-40 тысяч вместо 2-3 тысяч рублей.

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение или истощение, обойдется должностным лицам в 50-80 тысяч руб­лей (было 3-4 тысячи рублей), а юрлицам — в 150-300 тысяч (было 30-40 тысяч).

Максимальный штраф за нарушение правил водопользования составит для предприятий 120 тысяч. За загрязнение особо охраняемых водных объектов, мест туризма, спорта и массового отдыха, ледников или водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, — штраф до 300 тысяч рублей. Наказание последует за сброс отходов производства и потребления, сброс и захоронение вредных веществ. Раньше штраф за это был до 50 тысяч. Штрафы повысились также за нарушение правил водопользования при рыболовстве, добыче полезных ископаемых и торфа, строительстве и эксплуатации на воде и вблизи нее нефтепроводов и иных сооружений; нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. При этом санкции для граждан остались на прежнем уровне и не превышают 2,5 тысячи рублей.

Чистота воды зависит от многих факторов

Качество воды в реках и озерах зависит не только от непосредственного загрязнения водоемов. На воду влияет состояние воздуха и почвы. Огромный вред наносят несанкцио­нированные свалки, с которыми борются в рамках нацпроекта «Экология».

На Байкале и Нижней Волге планируют ликвидировать свалки, построить новые сооружения, чтобы защитить воды от вредных стоков, очистить берега. В рамках мусорной реформы сократят количество мусорных полигонов, которые приводят к загрязнению грунтовых вод. К 2024 году 60 процентов отходов будут обрабатывать, а не захоранивать на полигонах.

Стоит учитывать, что на качество воды влияет и состояние воздуха, так как вредные вещества, которые попадают в атмосферу, затем выпадают в виде дождей. На рассмотрении Госдумы находится разработанный Правительством законопроект о повышении штрафов для предприятий, исказивших данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и не направивших эту информацию в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

У бесплатной рыбалки появятся правила

Предлагается с 1 июля 2019 года установить в Кодексе об административных правонарушениях ответственность за нарушение требований по оснащению стацио­нарных источников выбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем. Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ о внесении в законодательство изменений, направленных на снижение выбросов в атмосферу.

В январе 2019 года вступил в силу закон о создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, который установил, что такие системы установят на наиболее опасных промышленных объектах. Предприятия должны предоставить в уполномоченный орган программы оснащения системой контроля, чтобы получить комплексное экологическое разрешение. В течение четырех лет со дня получения разрешения они должны внедрить в производство системы отслеживания вредных выбросов. Информацию о показателях загрязнения будут передавать в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, оператором которого является Рос­природнадзор.

Читайте так же:  Брежнева развод с мужем

За невыполнение или несвоевременное выполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ вводят штраф для должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей, для юрлиц — от 100 до 200 тысяч рублей. За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений в государственный реестр предусматривается штраф для должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч. Если же такие данные были искажены, должностным лицам придется заплатить от 15 до 30 тысяч, а юрлицам — от 100 до 200 тысяч рублей.

При этом предусматривается, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будут нести такую же административную ответственность, как юрлица.

Меньше дыма. Штрафы за вредные выбросы могут увеличить

Российские предприятия могут потерять право платить за загрязнение природы по льготным ставкам. Ростехнадзор предлагает правительству не давать бизнесменам инвестиционных отсрочек на модернизацию производства . А чтобы облегчить сбор платежей, ведомство хочет радикально сократить сам список вредных для экологии веществ.

По данным Минэкономразвития, негативное воздействие на природу в России оказывают 300 000 предприятий. По закону об охране окружающей среды за это надо платить. Система экологических платежей, действующая в России с начала 1991 г., предусматривает отчисления в бюджет по 400 видам загрязняющих веществ. За превышение нормативов размер платежа увеличивается в пять раз.

Региональные чиновники устанавливают для каждого предприятия “временный индивидуальный норматив” допустимых выбросов. Теоретически, пока он действует, компания должна инвестировать в природоохранные технологии и уменьшить загрязнение. На деле же, как признают опрошенные “Ведомостями” промышленники и эксперты, этого не происходит. По словам директора по охране природы Всемирного фонда дикой природы Евгения Шварца, временные нормативы, по сути, позволяют предприятиям беспрепятственно вредить окружающей среде. В результате в 1994-2004 гг. уровень промышленного загрязнения воздуха, воды и почвы ежегодно рос в среднем на 5%, констатирует замначальника департамента Минприроды Амирхан Амирханов.

Решить эту проблему раз и навсегда предлагает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному контролю (Ростехнадзор). Как говорится в ее докладе к заседанию правительства (копия есть в распоряжении “Ведомостей”), временные нормативы для предприятий предлагается отменить. А экологические платежи предлагается взимать по двум ставкам — нормативной, установленной для всех, и сверхнормативной. Таким образом, предприятия можно будет стимулировать к экологически чистому производству, считают авторы доклада.

Представители Минпромэнерго, Минприроды и Минэкономразвития заявили “Ведомостям”, что их ведомства в целом разделяют предложения службы. При этом Минэкономразвития, по словам федерального чиновника, знакомого с ситуацией, считает целесообразным сократить список загрязняющих веществ более чем вдвое. При этом регионам нужно оставить право расширять список загрязняющих веществ.

Промышленники встретили идеи Ростехнадзора настороженно. Ревизоры на местах наверняка будут стараться измерять вредные выбросы в пользу бюджета, а не предприятий, подозревает глава ярославского “НТМ-Холдинга” Николай Тонков. “Предложения Ростехнадзора приведут к повышению фискальной нагрузки на промышленность”, — уверен вице-президент “Норильского никеля” и председатель комитета ТПП по экологии Сергей Алексеев. Лучше бы правительство отменило нормативные платежи для промышленности, считает он. А главный эколог “Северстали” Николай Архипов уверен, что список нормативов по выбросам нужно подвергнуть пересмотру с участием ведущих медицинских институтов, чтобы предприятия платили за действительно вредные для человека загрязнения.

Минприроды считает оправданными нормативные платежи за вредные выбросы, говорит Амирханов: “Главный принцип международного и российского экологического законодательства — загрязняющий платит”. Другое дело, что предприятия надо не только штрафовать, но и давать им налоговые льготы за экологические инвестиции, добавляет он. Но таких мер доклад Ростехнадзора не содержит. А председатель общества “Экозащита” Владимир Сливяк отмечает, что возможность расширять список вредных веществ на региональном уровне позволяет компаниям с административным ресурсом использовать новую систему в целях недобросовестной конкуренции.

Эксперты согласны с идеей сокращения списка загрязняющих веществ. В мировой практике их список обычно не превышает сотни, говорит Алексеев. К тому же после административной реформы федеральным ведомствам стало сложнее контролировать сбор экологических платежей на местах, добавляет Шварц из ВВФ.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Источник новости: Ведомости Для того, чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Штрафы для предприятий-загрязнителей планируют автоматизировать

Штрафы для крупных промышленных загрязнителей окружающей среды с конца 2022 года могут быть начислены в автоматическом режиме. Денежные санкции наложат на основе информации, которая собирается и обрабатывается системами экомониторинга, следует из документов Минстроя. Как сообщил «Известиям» высокопоставленный федеральный чиновник, эта мера требует обсуждения. Она поможет снизить количество проверок и простимулирует предприятия соблюдать нормативы по охране окружающей среды.

В IV квартале 2022 года планируется законодательно закрепить автоматические штрафы для компаний-загрязнителей окружающей среды. Об этом сказано в проекте «дорожной карты» Минстроя по проекту «Умный город» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Высокопоставленный федеральный чиновник, знакомый с ходом обсуждения данной дорожной карты, пояснил «Известиям», что речь идет об упрощении процедур контроля.

— Важно, чтобы не индивидуально инспектор приходил на предприятие с проверками и составлял договор, а работала автоматическая система по аналогии с камерами, фиксирующими нарушение правил дорожного движения. Зафиксировали превышение — штраф, — пояснил собеседник «Известий».

По его словам, если штрафы будут погашены быстро, то, как и в случае с автомобилистами, могут применяться скидки. Такая автоматизация поможет сократить количество чиновников, ответственных за проверки, и уменьшить число злоупотреблений со стороны предприятий, считает он.

В мае Госдума одобрила законопроект об установке с 1 января 2019 года счетчиков вредных выбросов на крупных предприятиях. Создание таких систем контроля позволит получать информацию в онлайн-режиме, сообщала пресс-служба Минприроды. Данные направят в Росприроднадзор, который сможет оперативно реагировать на случаи превышения допустимых нормативов загрязнения. В министерстве подчеркнули, что сегодня все предприятия готовы к установке автоматических систем контроля, но в законодательстве имеются правовые пробелы, которые как раз и устраняются новым документом. В частности, в законе «Об охране окружающей среды» отсутствуют нормы, которые позволили бы обеспечить достоверность измеряемых показателей и информации, передаваемой в надзорные органы.

По словам члена комитета Торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии Владислава Жукова, такие меры позволят контролировать экологическую обстановку вокруг предприятий, а введение автоматизированных штрафов к 2022 году простимулирует предпринимателей сделать свое производство экологически безвредным.

— Это будет прямая угроза банкротства, потому что штрафы для предпринимателей, которые не готовы модернизировать свое производство, будут в сто раз больше, чем нанесенный ущерб, — отметил Владислав Жуков.

Заместитель председателя комитета РСПП по промышленной политике Владимир Рудашевский считает, что нужно развивать не столько систему сбора штрафов, сколько стимулировать предприятия вкладывать в модернизацию очистных систем.

— Есть одна тонкость: штраф за экологию поступает в местный бюджет, поэтому муниципалитету выгодно, чтобы предприятия нарушали эти требования, — считает он.

По его словам, сегодня предприятия имеют право направлять средства на модернизацию очистных сооружений из своей прибыли, но в этом случае для компаний целесообразно предусмотреть налоговые вычеты. Кроме того, при начислении штрафов неизбежны ошибкив, оспаривать которые придется, скорее всего, через суд.

— Ошибки всегда бывают. Кто будет опротестовывать? Конечно, сами заводы и фабрики, бизнес-структуры. Но, прежде чем судиться, всё равно нужно заплатить, а судиться можно очень долго, — резюмировал он.

Предпринимателю легче за свой счет поставить автоматическую систему контроля за выбросами, чем ждать плановую проверку Росприроднадзора, уверен бизнес-омбудсмен по экологии и природопользованию, председатель комитета по экологии «Деловой России» Ильдар Неверов. По его словам, автоматические штрафы снизят уровень предвзятости проверок и их частоту.

Согласно действующему законодательству, за сокрытие или умышленное искажение информации о состоянии окружающей среды юридическому лицу начислят штраф от 20 тыс. до 80 тыс. рублей. Несвоевременное приведение водных объектов и их водоохранных зон в пригодное состояние повлечет за собой штраф от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Об ответственности за не постановку на государственный учет и не получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие здания, строения, помещения и иные объекты (гаражи), используемые для хранения, въезда и выезда автотранспорта и оборудованные вытяжной вентиляцией обязаны поставить их на государственный учет и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Читайте так же:  Отчетность ооо по усн 2019

В случае если здания, строения, помещения и иные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей используемые для хранения, въезда и выезда автотранспорта, оборудованы вытяжной вентиляцией, то труба вытяжной вентиляции является стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Указанная позиция отражена в письме Росприроднадзора от 14.02.2018 № РН-04 03-27/2839.

В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) объекты негативного воздействия (далее – объекты НВОС) подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном органе.

Объектом НВОС является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В соответствии со ст. 1 Закона № 7-ФЗ стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды; передвижным источником загрязнения окружающей среды — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы (далее — ПДВ) стационарных источников, для которых определены координаты места расположения, и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

Учитывая вышеизложенное, в случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю необходимо поставить эксплуатируемые объекты негативного воздействия на государственный учет, разработать нормативы ПДВ и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Заявка о постановке объекта НВОС представляется в установленном Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.06.2019 № 572 порядке в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации — по месту нахождения объекта:

— в Росприроднадзор по Амурской области — по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему I категории объектов НВОС согласно Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2019 № 1029, и/или критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 № 903;

— в министерство природных ресурсов Амурской области — по объекту НВОС, подлежащему региональному государственному экологическому надзору.

В соответствии со ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за неподачу заявки о постановке на государственный учет в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС, несвоевременной подаче заявки или непредставление сведений для актуализации учетных данных грозит штраф для должностных лиц в размере от 5 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 100 000 рублей.

Кроме того в силу ст. 8.21 КоАП РФ, за выброс вредных веществ в воздух без разрешения грозит штраф на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц — от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Платежи за выбросы: право, учет, налоги

Для транспортных организаций экологические платежи – неизбежная статья расходов. Ведь организации эксплуатируют автомобили, которые являются источниками вредных выбросов в атмосферу. Как же отразить плату за них в бухгалтерском учете? Разрешено ли включать их в расчет налоговой базы? В какие сроки перечислить «экологические» платежи? Как можно поплатиться, если этого не сделать? В статье автор постарался дать ответы на названные вопросы.

Начинаем с базовых основ

Негативное воздействие на окружающую среду нужно оплачивать. Это прописано в Законе об охране окружающей среды [1] . Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, действует без малого – два десятка лет. За это время в него неоднократно вносились различные изменения, но базовые положения остались практически неизменными (согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды). Как и двадцать лет назад, плата взимается за следующие виды воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.). Для перевозчиков, эксплуатирующих транспортные средства, актуальны платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, а также за размещение отходов (при наличии).

Заметим, обязанность платить за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от вида деятельности (производственная, непроизводственная или иная) при оказании такого воздействия. В случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия на окружающую среду плательщиком будет лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект), в результате чего осуществляется негативное воздействие. То есть арендаторы также платят за нарушенную экологию.

Обязанность по внесению «экологической» платы во время простоя, консервации и иного приостановления деятельности не снимается в случае дальнейшего продолжения деятельности, а значит, и дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду. Да, за период простоя нужно платить.

Тарифы на экологические платежи установлены в виде двух базовых нормативов: за выбросы в пределах допустимых нормативов и за выбросы в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей среды и здоровья населения. Эти нормативы утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Конкретизация применения базовых нормативов платы за выбросы указана в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды [2] .

Внимание следует уделить сверхлимитному загрязнению. Плата в таком случае определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения сумм (внимание!) на пятикратный повышающий коэффициент. Самое неприятное, по мнению автора, в том, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. В таких случаях экологические сверхлимитные платежи рассчитываются в описанном выше порядке с использованием пятикратного коэффициента.

Как посчитать выбросы от автомобилей?

Ответ на этот вопрос дан в упомянутых выше Инструктивно-методических указаниях. Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на плату за допустимые выбросы и плату за выбросы, превышающие допустимые. Для расчета первого показателя используется как готовые данные удельная плата для различных видов топлива. Умножив на количество соответствующего топлива, израсходованного автомобилями за отчетный период, и сложив по видам топлива, получаем искомую величину – плату за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников.

Читайте так же:  Возврат товара надлежащего качества перечень 2019

При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств исходя из ожидаемых условий и места их эксплуатации. Усредненные данные по этому показателю есть в Инструктивно-методических указаниях. Максимальная годовая плата за допустимые выбросы предусмотрена для грузовых автомобилей и автобусов с бензиновыми двигателями. Минимальный размер допустимого «экологического» платежа введен для автомобилей, работающих на газовом топливе. Правда, еще меньше плата за загрязнение для строительно-дорожных машин и сельскохозяйственной техники. Вряд ли они выбрасывают в атмосферу меньше токсичных газов, скорее всего, во внимание принята сезонность использования такой техники.

Перейдем к другой составляющей «экологических» платежей – к плате за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. Расчет достаточно прост. В качестве базиса берется плата за допустимые выбросы, умножается на долю транспортных средств, не соответствующих стандартам, и результат увеличивается в пять раз (то есть применяется пятикратный коэффициент сверхнормативных выбросов). Очевидно, что транспортная и любая другая организация сама себя оговаривать не будет. Поэтому плата за превышение допустимых выбросов начисляется территориальными органами Минприроды по результатам контроля соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации. В этих целях чиновники могут воспользоваться действующим техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» [3] . А другим документом – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 83 – установлены правила проведения регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В документе сказано, что проверки автотехники проводятся МВД совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Но можно поступить по-другому и использовать результаты контроля коллег (государственной инспекции безопасности дорожного движения), которая проверяет выбросы в ходе техосмотра ТС. При наличии достоверных сведений о массе выбросов загрязняющих веществ от конкретных видов передвижных источников территориальные органы Минприроды могут определять с их учетом плату за допустимое загрязнение воздуха автомобилями.

При использовании устройств нейтрализации для обезвреживания отработавших газов двигателей авто к платежам применяются понижающие коэффициенты: для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо, – 0,05, для остальных транспортных средств – 0,1. Транспортным компаниям, переходящим на альтернативные виды топлива, это следует взять на заметку. Напомним, что Законом об отходах производства и потребления [4] предусмотрены меры экономического стимулирования деятельности предприятий, которые стараются снизить степень негативного воздействия на окружающую среду. Понижается плата за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов. В частности, в Инструктивно-методических указаниях предусмотрено, что при проведении других мероприятий (комплексов мероприятий) по снижению токсичности отработавших газов величина платы за выброс уменьшается в количество раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного мероприятия.

Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью граждан загрязнением окружающей среды, в соответствии с законодательством.

Остается добавить, что плату за допустимые выбросы организация может прикинуть самостоятельно, а плату за их превышение рассчитает Ростехнадзор. Но на практике организации предпочитают воспользоваться услугами самого контролирующего органа по заполнению и согласованию отчетной формы. Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 установлены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения, представления. Отчетность сдается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В такие же сроки природопользователю следует перечислить платежи за негативное воздействие на окружающую среду [5] .

Для бухгалтера не менее важен вопрос бухгалтерского учета и налогообложения данных видов платежей.

Нужны ли лимиты в бухгалтерском учете?

За ответом на этот вопрос обратимся к Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте [6] . Из нее следует, что платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам, включаемым в состав затрат по обычным видам деятельности. Есть и такое указание: суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду включаются в состав внереализационных (прочих) расходов. Это сделано, чтобы бухгалтер выделил такие затраты при их наличии и исключил из учитываемых при налогообложении расходов.

К данному моменту вернемся немного позже, а сейчас уделим внимание иному отраслевому документу для перевозчиков – Инструкции по калькулированию затрат предприятий автотранспорта [7] . В ней приведена аналогичная градация экологических затрат. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости перевозок (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счет прибыли, оставшейся в распоряжении природопользователей. Но это устаревшая терминология, сейчас правильнее относить платежи за сверхнормативные выбросы к прочим расходам. Что же касается платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы), в документе не сказано, в каких именно расходах они отражаются в себестоимости автомобильных перевозок. Тем не менее, если исходить из того, что рассматриваемые платежи рассчитываются по транспортным средствам, используемым в определенных видах перевозок, можно утверждать: это затраты, непосредственно связанные с перевозками. Они распределяются на объекты калькулирования исходя из прямой принадлежности (прямые затраты). Платежи за сверхнормативные выбросы распределять не нужно, они формируют убытки от прочих (неосновных) хозяйственных операций организации.

Кстати, наравне с платой за негативное воздействие на окружающую среду транспортная организация может нести иные затраты, связанные с экологией (на контроль за вредным воздействием, иные мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды). Порядок учета соответствующих затрат аналогичен правилам учета платы за выбросы, при условии что затраты являются текущими. Если бухгалтер имеет дело с капитальными расходами, их следует отнести к периоду использования актива. В любом случае связанные с экологией затраты нужно не «сваливать в одну кучу», а разделять на те, что включаются в себестоимость оказываемых услуг, и те, что относятся к прочим расходам (если непосредственно не связаны с основной деятельностью организации).

Что нужно знать о налогообложении?

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором, вносимым природопользователем. Следовательно, к таким неналоговым платежам применимы общие нормы по учету хозяйственных расходов и обязательных сборов. При этом в гл. 25 НК РФ есть специальные нормы, посвященные «прибыльному» налогообложению платежей за вредные выбросы в атмосферу.

В частности, для расчета налога на прибыль платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных расходов в пределах утвержденных лимитов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). В то же время платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не должны учитываться при расчете налога (п. 4 ст. 270 НК РФ). Аналогичные правила применимы для исчисления единого налога на УСНО. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду уменьшают налоговую базу в пределах нормативов [8] .

Как видим, определяющими для налогообложения, как и для бухгалтерского учета, являются утвержденные (установленные) лимиты. Неучитываемые сверхлимитные платежи при расчете налога на прибыль оказывают влияние на финансовый результат, создавая постоянную разницу, с которой следует отразить постоянное налоговое обязательство (см. п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»).

За отчетный период транспортная организация начислила плату за допустимые выбросы в размере 20 тыс. руб. (исходя из количества имеющихся автомобилей и их пробега). Однако по информации инспектирующего органа 1/10 часть автопарка не отвечает требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.

Произведем расчет платы за превышение допустимых выбросов. Для этого базовый размер экологического платежа (за допустимые выбросы) умножим на долю (1/10) не соответствующих экологическим нормам ТС и на пятикратный коэффициент. В итоге плата за превышение допустимых выбросов равна 10 тыс. руб.

В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны такие проводки: