Присвоение звания ветеран труда судебная практика

Выкл. Автор admin

Дело N33-21751/2019. О признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании выдать соответствующее удостоверение.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

от 16 декабря 2019 г. по делу N 33-21751/2019

Судья Осокин М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,

судей Ивановой Т.С., Кокшарова Е.В.,

при секретаре Б.А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску А. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области — Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Заречному о признании незаконными действий по отказу в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Заречного районного суда Свердловской области от 15.09.2019.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя ответчика Б.А.Е. (доверенность от N на срок до ), поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

А. обратилась в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области — Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Заречному (далее по тексту — Управление) об оспаривании законности отказа во включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование исковых требований А. указала, что обратилась в Управление с заявлением о включении ее в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, наличием необходимого трудового стажа и награждением ведомственной наградой МВД России — медалью «За отличие в службе» 3 степени. В удовлетворении заявления истцу отказано письмом Управления от . Отказ мотивирован тем, что в соответствии с п. 6 «Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, при разрешении вопроса о присвоении указанного звания не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба. Не соглашаясь с правомерностью отказа Управления во включении ее в список претендентов на присвоение звания «Ветеран труда», А. просила признать такой отказ незаконным и обязать ответчика присвоить ей звание «Ветеран труда» с момента обращения, выдав соответствующее удостоверение.

Представитель ответчика Б.А.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, настаивая на правомерности отказа Управления во включении истца в список претендентов на присвоение звания «Ветеран труда».

Определением Заречного районного суда от 24.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной политики Свердловской области, которое в письменном отзыве, подписанном Министром З., просило отказать в удовлетворении иска А., полагая, что истец в силу действующего на момент обращения в Управление правового регулирования не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда».

Решением Заречного районного суда Свердловской области от 15.09.2019 исковые требования А. удовлетворены: признан незаконным отказ Управления во включении истца в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», на Управление возложена обязанность включить истца в соответствующие списки.

С таким решением не согласился ответчик. В апелляционной жалобе начальник Управления Д. просит решение отменить, полагая его незаконным, настаивая на том, что награждение ведомственными наградами МВД России не дает истцу права на присвоение звания «Ветеран труда».

В заседание судебной коллегии не явились истец и представитель третьего лица, которые о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещались заблаговременно в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (истец — телефонограммой от 18.11.2019, третье лицо — почтой, исх. N 33-21751/2019 от 18.11.2019).

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов ( ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, А., являясь с получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД РФ (копия удостоверения — л. д. 8), в обратилась в Управление с заявлением о включении ее в список претендентов на присвоение звания «Ветеран труда».

В подтверждение права на присвоение указанного звания истец представила в Управление удостоверение о награждении ее приказом ГКВВ МВД России от и приказом МВД России от медалями МВД РФ «За отличие в службе» 3 и 2 степеней, соответственно (л. д. 13). Награждение произведено в период прохождения истцом службы в органах внутренних дел.

Письмом Управления от N в удовлетворении заявления истца о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», отказано в связи с несоблюдением условий присвоения данного звания (л. д. 11, 12).

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя иск А., суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения истца в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Судебная коллегия исходя из доводов апелляционной жалобы ответчика не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он противоречит положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. ч. 1 , 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» регламентированы » Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ (далее по тексту — Положение).

Согласно подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения (в редакции Указа Губернатора от 14.09.2019 N 431-УГ, действующей на дату возникновения спорных правоотношений — март 2019 г., обращение истца с заявлением в Управление) звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

В соответствии с п. 5 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подп. 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, в положениях о которых указано, что они являются ведомственными наградами, и решение о награждении работников которыми принято:

1) Президентом Российской Федерации;

2) Председателем Правительства Российской Федерации;

3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;

5) руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти;

6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

7) Генеральным прокурором Российской Федерации;

8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

К ведомственным знакам отличия в труде также относятся награды за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета Министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также ведомственные знаки отличия Министерства обороны СССР или Министерства обороны Российской Федерации, удостоверение к которым подписано министром или заместителем министра, знак «Победитель социалистического соревнования года» либо знак «Ударник пятилетки», знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности».

В соответствии с п. 6 Положения знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются.

Согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», МВД России, в том числе, обеспечивает планирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также осуществляет их инспектирование и контроль их деятельности; организует служебно-боевую деятельность внутренних войск в мирное и военное время; поддерживает внутренние войска в постоянной боевой и мобилизационной готовности; участвует в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 26.12.2002 N 17-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции » в связи с жалобой гражданина Б.М.», по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4) , 71 (пункт «м») , 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д» , «е» ), служба в органах внутренних дел Российской Федерации наряду с военной службой, а также службой в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.

В соответствии с приложением к «Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.12.2004 N 317, Министерство внутренних дел Российской Федерации включено в перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная в ней служба.

Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Поскольку медаль «За отличие в службе» учреждена МВД России ( приказ от 31.10.2012 N 989 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации»), данный ведомственный знак отличия в соответствии с приведенными выше положениями Указа Губернатора Свердловской области от 14.09.2019 N 431-УГ (в редакции Указа Губернатора от 14.09.2019 N 431-УГ) не может учитываться при присвоении звания «Ветеран труда».

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании оплаты по договору оказания услуг

При таком положении, оспариваемый истцом отказ Управления во включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», является правомерным, оснований для удовлетворения исковых требований А. у суда первой инстанции не имелось.

Суждения суда первой инстанции о том, что толковать п. 6 Положения нужно таким образом, что он не распространяется на случаи поощрения наградами, решение о присвоении которых принято перечисленными в п. 5 Положения органами и лицами, ошибочны.

Из буквального толкования нормы п. 6 Положения следует, что слова «за исключением указанных в пункте 5 настоящего Положения, относятся к следующему выражению: награды, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. За этим выражением следует конструкция, начинающаяся со слов «а также», к которой это исключение не относится, после чего названы «знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба».

При предложенном судом первой инстанции толковании норма п. 6 Положения, предусматривающая невозможность учета наград министерств Российской Федерации, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, прямо противоречит норме п. 5 Положения, которой предусмотрен учет наград, решение о которых принято руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти.

С учетом изложенного, поскольку суд неправильно истолковал нормы Положения , указав на возможность учета на момент обращения истца с заявлением в Управление ведомственных наград МВД России при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» на территории Свердловской области, обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в связи с неправильным применением судом при разрешении спора норм материального права ( п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ), с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска А.

Руководствуясь ст. ст. 328 , 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

решение Заречного районного суда Свердловской области от 15.09.2019 отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении иска А. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области — Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Заречному о признании незаконным отказа во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение отказать.

Присвоение звания ветеран труда судебная практика

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 октября 2018 г. N 58-КГ18-27 Суд отменил вынесенные ранее судебные акты и направил дело о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку вывод нижестоящих судов о том, что заявительница не имеет права на присвоение данного звания, противоречит правовому регулированию спорных отношений, направленному на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 октября 2018 г. гражданское дело по иску Цыбули Татьяны Шабановны к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», об учёте награждения Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации как награждения ведомственным знаком отличия в труде, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение

по кассационной жалобе Цыбули Т.Ш. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 5 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2018 г., которыми в удовлетворении исковых требований Цыбули Т.Ш. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Цыбуля Т.Ш. 15 июня 2017 г. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о признании незаконным отказа в присвоении ей звания «Ветеран труда», об учёте награждения Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации как награждения ведомственным знаком отличия в труде, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение.

В обоснование заявленных требований Цыбуля Т.Щ. указала, что она осуществляет трудовую деятельность в сфере здравоохранения, в этой сфере имеет стаж работы более 34 лет, с 2006 года получает пенсию по старости.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 935-п Цыбуля Т.Ш. награждена Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд.

Ранее Цыбуля Т.Ш. неоднократно поощрялась за высокие профессиональные качества, многолетний добросовестный труд по охране здоровья населения, а также за добросовестную трудовую деятельность в честь Дня медицинского работника.

Полагая, что имеющиеся у неё награды, а также необходимая продолжительность страхового стажа (более 34 лет работы в сфере здравоохранения) дают ей право на присвоение звания «Ветеран труда», Цыбуля Т.Ш. 11 января 2017 г. обратилась в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Решением комиссии по присвоению звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Хабаровского края» Министерства социальной защиты населения Хабаровского края (далее также — комиссия Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, комиссия) от 31 января 2017 г. N 2 Цыбуле Т.Ш. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации на момент награждения ею Цыбули Т.Ш., не относилась к государственным наградам либо ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), учреждённым федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Министерством социальной защиты населения Хабаровского края по поручению Правительства Хабаровского края также были рассмотрены обращения Цыбули Т.Ш. к Президенту Российской Федерации о несогласии с отказом в присвоении ей звания «Ветеран труда». Письмом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 10 мая 2017 г. Цыбуле Т.Ш. сообщено, что в период с 1 июля 2019 г. по 20 марта 2017 г. ведомственным знаком отличия за заслуги в труде, учитываемым при присвоении звания «Ветеран труда», являлся только нагрудный знак «Отличник здравоохранения» (знак выдавался за продолжительную работу не менее 15 лет в сфере здравоохранения), вследствие чего оснований для повторного рассмотрения комиссией по присвоению звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Хабаровского края» вопроса о присвоении ей данного звания не имеется.

Цыбуля Т.Ш. считает отказ комиссии в присвоении ей звания «Ветеран труда» незаконным, так как, несмотря на то, что она была награждена Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации до издания приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н «О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», и о внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации» (далее также — приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н), установившим в качестве ведомственного знака отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда», Почётную грамоту Министерства здравоохранения Российской Федерации, эта награда с учётом имеющегося у неё на момент награждения стажа работы в сфере здравоохранения более 34 лет давала ей право на присвоение звания «Ветеран труда». Кроме этого Цыбуля Т.Ш. ссылалась на то, что в пункте 10 Положения о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля: 2017 г. N 54н, содержится запрет на повторное награждение Почётной грамотой, что исключает в данном случае для неё возможность когда-либо претендовать на звание «Ветеран труда».

Цыбуля Т.Ш. просила суд признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в присвоении ей звания «Ветеран труда», учесть награждение Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации как ведомственным знаком отличия в труде, признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» и возложить на Министерство социальной защиты населения Хабаровского края обязанность присвоить ей звание «Ветеран труда», выдать соответствующее удостоверение.

Представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в суде исковые требования не признал.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 5 сентября 2017 г. Цыбуле Т.Ш. отказано в удовлетворении иска.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2018 г. указанное решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Цыбулей Т.Ш. ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 27 июля 2018 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 27 сентября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела истец Цыбуля Т.Ш., от которой поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, и представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, не представивший сведений о причинах неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли: на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.

Судом установлено, что Цыбуля Т.Ш. более 34 лет работает в сфере здравоохранения. В настоящее время Цыбуля Т.Ш. осуществляет трудовую деятельность в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Ванинская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Хабаровского края в должности заместителя главного врача по клинико-экспертной работе обще-больничного персонала.

С 2006 года Цыбуля Т.Ш. является получателем страховой пенсии по старости.

Читайте так же:  Договор купли-продажи маза

За время своей трудовой деятельности Цыбуля Т.Ш. неоднократно награждалась, в том числе в 2003 и 2019 годах Почётными грамотами главы Ванинского муниципального района Хабаровского края, за добросовестный многолетний труд в деле охраны здоровья населения Ванинского района, за высокие профессиональные качества и в связи с Днём медицинского работника.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 935-п за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд Цыбуля Т.Ш. награждена Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Полагая, что данные награды, а также необходимая продолжительность трудового стажа в сфере здравоохранения дают ей право на присвоение звания «Ветеран труда», Цыбуля Т.Ш. 11 января 2017 г. обратилась в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Решением комиссии Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 31 января 2017 г. N 2, утверждённым приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 22 февраля 2017 г. N 41-П, Цыбуле Т.Ш. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации (приказ о награждении от 28 октября 2019 г. N 935-п) не относится к государственным наградам либо ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), учреждённым федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

О принятом комиссией решении Цыбуля Т.Ш. проинформирована письмом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 6 марта 2017 г., в котором указано, что на момент её награждения Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации в Положении о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации отсутствовало условие о награждении работников за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.

Министерством социальной защиты населения Хабаровского края по поручению Правительства Хабаровского края также рыли рассмотрены обращения Цыбули Т.Ш. к Президенту Российской Федерации о несогласии с отказом в присвоении звания «Ветеран труда». Письмом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 10 мая 2017 г. Цыбуле Т.Ш. было разъяснено, что с 1 июля 2019 г. основанием для присвоения звания «Ветеран» труда являются документы, подтверждающие награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо почетными званиями СССР либо Российской Федерации, либо почетными грамотами Президента Российской Федерации, либо ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. В письме также указывалось на то, что в Положении о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 10 августа 2012 г. N 78н (в редакции от 29 января 2019 г.) на момент награждения Цыбули Т.Ш. отсутствовало условие о награждении такой грамотой за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). По мнению комиссии, в период с 1 июля 2019 г. по 20 марта 2017 г. единственным знаком отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» являлся нагрудный знак «Отличник здравоохранения».

Разрешая спор и отказывая Цыбуле Т.Ш. в удовлетворении иска о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в присвоении ей звания «Ветеран труда», об учёте награждения Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации как награждения ведомственным знаком отличия в труде, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать соответствующее удостоверение, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия», Положением о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н «О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», и о внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации». Сославшись на указанные нормативные правовые акты, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что на момент награждения Цыбули Т.Ш. Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации (28 октября 2019 г.) эта награда не являлась ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» как не отвечающая требованиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав на то, что несмотря на наличие у Цыбули Т.Ш. стажа работы в области здравоохранения более 34 лет, она не вправе претендовать на звание «Ветеран труда» на основании имеющейся у неё Почётной грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации, которой она награждена 28 октября 2019 г., поскольку эта награда до вступления в силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н не относилась к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон «О ветеранах»).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награждённые орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые почётными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награждённые ведомственными знаками отличия в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).

Законом Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» (далее — Закон Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254) определены условия присвоения звания «Ветеран труда» и установлены меры социальной поддержки ветеранов труда.

В силу подпункта «б» пункта 2 статьи 1 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254 ветеранами труда являются лица, награждённые орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые почётными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно части 1 статьи 5 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254 основанием для присвоения звания «Ветеран труда)) лицам, указанным в подпункте «б» пункта 2 статьи 1 названного закона, являются документы, подтверждающие в том числе награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) (пункт 1 части 1 статьи 5); трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (пункт 2 части 1 статьи 5).

Пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», которым она дополнена Федеральным законом от 29 декабря 2019 г. N 388-ФЗ и вступившем в силу с 1 июля 2019 г., определено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Во исполнение пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия (далее — Положение).

Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия (пункт 1 Положения).

Согласно пункту 2 Положения знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учётом требований настоящего Положения (пункт 3 Положения).

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерация, и награждения указанными знаками отличия» (далее также — постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 578) федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, предписано в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда» (подпункт «а» пункта 2 постановления); привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением (подпункт «б» пункта 2 постановления).

Читайте так же:  Осаго в саранске на титова

Из приведённых положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации — Хабаровского края — следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» требуется соблюдение гражданином определённых условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги дет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Учреждать такие ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе), дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», вправе федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, уполномоченным учреждать ведомственные награды и знаки отличия в труде, на основании которых награждённые лица приобретают право на присвоение им звания «Ветеран труда», в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (далее — Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации), является Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Пунктом 6.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации определено, что Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», и иные ведомственные награды и награждать ими работников Министерства! подведомственных Министерству федеральной службы и федерального агентства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

Как установлено судами, Цыбуля Т.Ш. была награждена Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N 935-п.

На момент награждения Цыбули Т.Ш. правовой статус Почётной грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации был определён приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации», которым Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации в числе других) наград (нагрудный знак «Отличник здравоохранения», медаль «За заслуги перед отечественным здравоохранением») была отнесена к ведомственным наградам Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации (приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н) в редакции, действовавшей на момент награждения Цыбули Т.Ш. 28 октября 2019 г., Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации являлась ведомственной наградой, которой награждаются работники организаций здравоохранения, независимо от форм собственности, за многолетний добросовестный труд, имеющие стаж работы в отрасли здравоохранения не менее 10 лет, в том числе в данной организации не менее 3 лет.

Награждение Почётной грамотой производится в соответствии с приказом Министра здравоохранения Российской Федерации (пункт 4 Положения о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации).

При утрате Почётной грамоты её дубликат не выдаётся (пункт 8 Положения о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации).

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» Министерством здравоохранения Российской Федерации 15 февраля 2017 г. издан приказ N 54н «О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», и о внесении Изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации oт 10 августа 2012 г. N 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации», вступивший в силу 20 марта 2017 г.

Пунктом 1 названного приказа в качестве ведомственного знака отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда», установлена Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации. Этим же приказом Положение о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации, утверждённое приказом Министерству здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 78н, изложено в новой редакции.

Пунктом 1 Положения о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации (в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н) установлено, что Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации является ведомственной наградой, которой Награждаются лица, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, указанные в преамбуле названного приказа, за многолетний добросовестный труд.

Лица, представляемые к награждению Почётной грамотой, должны одновременно соответствовать следующим требованиям: Стаж работы в сфере здравоохранения не менее 15 лет, в том числе в органе (организации), представляющем ходатайство, не менее 3 лет; наличие у кандидата иных наград и (или) поощрений Министерства здравоохранения Российской Федерации и (или) Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; наличие профессиональных заслуг в сфере здравоохранения (сведения о поощрениях и награждениях за эффективную и добросовестную трудовую деятельность, об участии во всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах профессионального мастерства и (или) иные сведения); отсутствие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; отсутствие неснятого дисциплинарного взыскания.

Повторное награждение Почётной грамотой не производится. При утрате Почётной грамоты дубликат не выдаётся (пункт 10 Положения о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н).

Из изложенного следует, что Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации на момент награждения ею Цыбули Т.Ш. (28 октября 2019 г.) и на момент обращения Цыбули Т.Ш. 11 января 2017 г. в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» была ведомственной наградой за многолетний добросовестный труд в отрасли здравоохранения, то есть являлась ведомственным знаком отличия в труде. С 20 марта 2017 г. Министерством здравоохранения Российской Федерации в порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 578 был определён новый правовой статус Почётной грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации, а именно установлено, что Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской федерации является единственным ведомственным знаком отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Между тем судебные инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия награждения ведомственными знаками отличия за заслуги в труде и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности, дающими в совокупности с другим условием (наличие трудового (страхового) стажа определённой продолжительности) право на получение звания «Ветеран труда», пришли к ошибочному выводу о том, что Почётная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации, которой была награждена Цыбуля Т.Ш. 28 октября 2019 г., в этот период не относилась к ведомственным знакам отличия в труде, дающим при наличии других условий право на присвоение звания «Ветеран труда».

Судебными инстанциями не было учтено, что на момент награждения Почётной грамотой Министерства здравоохранения Цыбуля Т.Ш. имела стаж работы в сфере здравоохранения более 34 лет, то есть более 15 лет, требуемых статьёй 7 Федерального закона «О ветеранах», Законом Хабаровского края от 26 января 2005 г. N 254, Положением о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации. При этом приведённые нормативные положения, касающиеся ведомственного знака за отличие! в труде — Почётной грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации, при разрешении вопроса о наличии у лица, награждённого Этим ведомственным знаком отличия, права на присвоение звания «Ветерана труда» подлежали применению с учётом положений Федерального закона «О ветеранах», которым установлены определённые условия для присвоения такого звания, а именно: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.

Судебными инстанциями, отказавшими Цыбуле Т.Ш. в удовлетворении иска, также не принято во внимание, что в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н и Положении о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации в редакции данного приказа отсутствует норма о том, что правом на присвоение звания «Ветеран труда» обладают только лица, которые были награждены Почётной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации после 20 марта 2017 г. (даты вступления в силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н). Кроме того, повторное награждение Почётной грамотой согласно пункту 10 Положения о Почётной грамоте Министерства здравоохранения Российской Федерации (в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 54н) не производится.

С учётом изложенного вывод судебных инстанций о том, что Цыбуля Т.Ш. не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда», противоречит правовому регулированию спорных отношений, направленному на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями Норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения Невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:

решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 5 сентября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2018 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции — Центральный районный суд г. Хабаровска.

Председательствующий Пчелинцева Л.М.
Судьи Вавилычева Т.Ю.
Кириллов В.С.

Проработавший более 34 лет в здравоохранении врач, у которого есть Почетная грамота Минздрава России, имеет право на звание «Ветеран труда».

Верховный Суд счел, что нижестоящие инстанции неправомерно отказали врачу в этом праве.

Врач получил грамоту за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд до издания приказа о ведомственном знаке отличия Минздрава, который дает право на указанное звание. Однако это не означает, что на момент награждения врача она к таким знакам не относилась.

Приказом установлено, что названная грамота — единственная награда, дающая медикам право на звание ветерана труда. Однако и на момент награждения она, по сути, была ведомственным знаком отличия в труде, который при прочих условиях (например, должном стаже) дает право на это звание.

Суды же ошибочно решили, что до вступления в силу упомянутого приказа право на звание ветерана давал медикам только нагрудный знак «Отличник здравоохранения».