Отчетность малого и среднего бизнеса

Выкл. Автор admin

Отчетность малого и среднего бизнеса

Отчетность малого и среднего бизнеса — всегда актуальный вопрос для предпринимателей и бизнесменов. В условиях постоянно изменяющегося законодательства крайне важно знать, какие отчеты должны представлять организации и индивидуальные предприниматели (ИП). Именно эти вопросы рассмотрим в нашей статье.

Условия получения статуса малого и среднего бизнеса и состав отчетности

Условия получения статуса малого и среднего бизнеса (МСБ) установлены законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Предприятие может относиться к МСБ, если оно отвечает следующим требованиям:

Обратите внимание на то, что пределы допустимой выручки периодически пересматриваются Правительством РФ. На момент написания статьи они находятся в пределах сумм, указанных в таблице.

ВАЖНО! Статус МСБ можно потерять, если первые два требования к численности работников и выручке будут нарушены 3 года подряд. Это произойдет и тогда, когда доля участия юрлиц будет выше 49%.

На состав отчетности малого и среднего бизнеса влияют несколько факторов:

  • система налогообложения (СНО);
  • вид деятельности (например, необходимость сдавать отчетность малого и среднего предпринимательства по отходам возникает, если у организаций и ИП в процессе деятельности возникают отходы);
  • наличие или отсутствие наемных работников;
  • требования по представлению статотчетности и т. д.
  • Наши специалисты составили подробный перечень форм, по которым должны отчитаться малые и средние предприятия и ИП.

    Отчетность по налогам и взносам

    СНО

    Название документа

    Периодичность

    Код документа

    Кто сдает

    Куда сдавать

    Подробности смотрите в статье:

    Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость

    Организации и ИП

    Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций

    Ежеквартально/ ежемесячно (по выбору)

    Налоговая декларация по налогу на имущество организаций

    Организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения

    Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)

    Единая упрощенная (налоговая) декларация — альтернатива сдаче нулевых деклараций по налогу на прибыль и НДС

    Организации, ИП на ОСНО, если они не ведут деятельность с движением денежных средств по расчетному счету (кассе) и не имеют объектов налогообложения

    Налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу

    В налоговую инспекцию

    Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения

    Единая упрощенная (налоговая) декларация — альтернатива сдаче нулевой декларации по налогу при УСН

    Организации, ИП, если они не ведут деятельность с движением денежных средств по расчетному счету (кассе) и не имеют объектов налогообложения

    Налоговая декларация по транспортному налогу

    Организации, на которые зарегистрированы ТС, признаваемые объектом налогообложения

    Налоговая декларация по земельному налогу

    Организации, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения

    Налоговая декларация по водному налогу

    Организации и ИП, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию

    Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом

    Форма 6-НДФЛ (КНД 1151099)

    Налоговые агенты — организации и ИП с работниками

    Справка о доходах физического лица

    Форма 2-НДФЛ (КНД 1151078)

    Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год

    Единый расчет по страховым взносам (ЕРСВ)

    Организации и ИП с работниками

    Сведения о страховом стаже застрахованных лиц

    Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета

    Форма ОДВ-1, приложение к СЗВ-СТАЖ

    Сведения о застрахованных лицах

    Ежемесячно до 15 числа

    Реестр застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены взносы работодателя

    Организации и ИП с работниками. Касается только страховых взносов в рамках добровольного страхования

    Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения

    Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности

    Только организации. ИП не подтверждают (п. 10 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска» от 01.12.2005 № 713)

    Бухгалтерская отчетность

    Этот список отчетности состоит:

    • из бухгалтерского баланса;
    • отчета о финансовых результатах;
    • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
    • отчета об изменениях капитала;
    • отчета о движении денежных средств;
    • отчета о целевом использовании денежных средств (обязателен для некоммерческих организаций).
    • Бухгалтерская отчетность сдается 1 раз в год в ФНС, а баланс — дополнительно в органы статистики.

      Субъектам малого предпринимательства, применяющим на основании п. 4 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, разрешено использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах без заполнения остальных форм (п. 6 приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н).

      Обращаем ваше внимание на то, что упрощенные формы утверждены вышеназванным приказом (п. 6.1), поэтому при необходимости пояснить сведения о вашей деятельности рекомендуем не изменять форму документов, а подготовить и сдать отчетность в полном объеме (абз. 2 подп. «б» п. 6 приказа № 66н).

      ВАЖНО! Если для вашего бизнеса обязателен аудит, использовать упрощенные формы отчетности нельзя (п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

      Подробнее о бухгалтерской отчетности для МСБ и порядке ее заполнения см. в материале «Упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность — КНД 0710096».

      Отчетность индивидуальных предпринимателей без наемных работников

      К этой категории налогоплательщиков законодатель отнесся достаточно лояльно, сведя до минимума обязательные отчеты. ИП разрешено не вести бухгалтерский учет при условии учета доходов, или доходов и расходов, или других объектов налогообложения и физических показателей (подп. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ).

      Что касается отчетности по налогам и сборам, то ИП без наемных работников по окончании календарного года (налогового периода) сдает:

    • на общей системе – декларацию по НДС и декларацию по налогу на доходы физических лиц;
    • на УСН — декларацию по единому налогу УСН;
    • на ЕНВД — декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
    • Больше никаких отчетов сдавать не нужно!

      Подводя итоги, еще раз отметим, что отчетность МСБ в каждом конкретном случае зависит от вида деятельности, системы налогообложения, которую применяет организация или предприниматель, от наличия или отсутствия наемных работников, а также от того факта, используются ли льготы, предоставленные законодателем представителям малого и среднего предпринимательства.

      Чтобы вы могли более точно сориентироваться по датам сдачи отчетности, рекомендуем ознакомиться с материалом «Декларация за год: по каким налогам сдавать отчетность?».

      Сдача отчета МСП за 2018 год

      Как и куда сдавать отчет МСП, установлено в приказе Минприроды РФ от 16.02.2010 г. № 30. Форма призвана уведомить контролирующие органы об объемах произведенных и утилизированных отходов субъектов предпринимательства. Отчет дает возможность оценить уровень опасности отработанного сырья для окружающей среды. Он должен регулярно подаваться субъектами малого предпринимательства, в результате работы которых образуются отходы (независимо от способа их переработки или утилизации).

      Нужно ли сдавать отчет МСП микропредприятиям? Да, нужно – отчет по экологии представляют юридические лица и ИП, относящиеся к категории микробизнеса, малого и среднего бизнеса (критерии отнесения представлены в законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

      Порядок сдачи отчета МСП предусматривает обязательство субъектов не только представить отчетную форму, но и подтвердить содержащиеся в ней данные. Осуществляется это приложением копий лицензионных документов, актов, договоров (п. 12 Порядка, утв. приказом № 30).

      В отчете необходимо отразить такие сведения, как:

    • наименование субъекта хозяйствования, реквизиты, по которым он может быть идентифицирован контролирующим органом;
    • объем произведенных отходов, категория их опасности;
    • количество переработанных отходов, утилизированных самостоятельно или с привлечения третьих лиц;
    • информационная справка о компаниях, с помощью которых производится обезвреживание, утилизация или размещение отходов.
    • Куда сдавать отчет МСП в 2018 году

      Направлять его необходимо в территориальное управление Росприроднадзора (норма закреплена п. 14 Порядка, утв. приказом № 30). Куда отправлять отчет МСП в 2018 году – сначала электронно через веб-портал (здесь отчету присваивается идентификационный номер), затем бумажный вариант отправляется на адрес соответствующего подразделения Росприроднадзора. При почтовой отправке рекомендуется оформлять заказное письмо с уведомлением, приложив опись содержимого.

      Отчет по экологии не будет считаться сданным, если на бумажной версии отсутствует номер идентификатора, полученный при электронной отправке. При личном представлении отчета в контролирующее ведомство, на экземпляре субъекта проставляется соответствующая отметка специалистами контролирующего органа.

      Сдача отчета МСП за 2018 год: сроки

      В подразделении Росприроднадзора, куда сдается отчет МСП, вся собранная от субъектов предпринимательства информация систематизируется. Эта государственная структура несет ответственность за учет и постоянный мониторинг отчетности по выработке отходных материалов, объемам обезвреженных и утилизированных отходов.

      Сдача отчета МСП осуществляется раз в год. Сроки представления документа могут разниться в зависимости от уровня подчинения объектов, на которых образуются отходы (Разграничение объектов регионального и федерального мониторинга реализуется нормами правительственного Постановления от 28.08.2019 г. № 903):

    • до 15 января после завершения отчетного года, если речь идет об объектах федерального надзора;
    • до крайней даты, установленной в конкретном субъекте РФ, если отходы образуются на объектах, подлежащих учету и мониторингу на региональном уровне.
    • Например, сдают ли микропредприятия отчет МСП в Москве и с учетом каких сроков, прописано в Приказе от 27.12.2017 г. № 05-09-344/17 (автор документа – Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы). Отчетная форма МСП по региональным объектам должна быть подана московскими субъектами предпринимательской деятельности до 1 марта в году, который следует за отчетным.

      Куда сдавать отчет МСП в Крыму по объектам регионального надзора – в Минприроды Крыма. Срок сдачи совпадает с федеральным – 15 января. Регламентирующим документом является Приказ от 28.03.2019 г. № 542, изданный Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым.

      Как отправить отчет МСП

      Отчет формируется в бумажном и электронном виде. На бумажной версии необходимо проставить номер идентификатора. Он присваивается отчету после загрузки электронной версии через «Модуль природопользователя» на портале Росприроднадзора. Дата приема бумажного отчета может быть подтверждена двумя способами:

    • на втором экземпляре документа проставляется дата, когда бланк был представлен в контролирующий орган при личном визите, рядом с датой расписывается сотрудник, который получил отчет;
    • датой отправки, зафиксированной на почтовой квитанции, если документы были отправлены письмом.
    • Инструкция по сдаче отчета МСП требует наличия сквозной нумерации подаваемых документов. Внесенные в отчетный бланк данные удостоверяются подписью руководителя и печатью субъекта хозяйствования, а весь отчет прошивается.

      Как сдать отчет МСП за 2018 год – по алгоритму, действовавшему в прошлые годы. Основу содержащейся в отчете информации составляют формы первичного учета. Для заполнения бланка, подлежащего сдаче, необходимо скачать бесплатную программу, именуемую «Модулем природопользователя». Она доступна на сайте Росприроднадзора.

      Как отправить отчет МСП через портал Росприроднадзора – схематично алгоритм действий можно представить так:

    • создание отчета в « ]]>Модуле природопользователя ]]> »;
    • выгрузка электронной версии для передачи в контролирующий орган;
    • отправка отчета через веб-портал;
    • формирование печатной версии документа с номером идентификатора.
    • Отчетность для субъектов МСП за 2018 год

      Отчет СМСП или отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов?

      В предыдущих статьях мы писали, что с 2019 года отчетность и разрешительная документация в сфере промышленной экологии и природопользования будет разрабатываться и сдаваться в соответствии с категорией предприятия. С одной стороны, все просто и понятно: каждой организации необходимо было срочно встать на учет с присвоением категории (в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду), а затем сдавать соответствующую отчетность.

      Но к началу 2019 года далеко не все юридические лица, оказывающие НВОС, встали на государственный учет, да и не решились многочисленные проблемы в законодательстве.

      Нам задают, в основном, два вопроса:

      1. Как сдать Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (отчет сдают все объекты III категории в соответствии с п.5 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 No 89-ФЗ (с 01.01.2019); порядок устанавливается Росприроднадзором)?
      2. Какие отчеты сдавать организациям, которые до сих пор не встали на учет?
      3. На второй вопрос пока ответим так: сдавайте все те отчеты, которые вы сдавали в прошлом году.

        По поводу ответа на первый вопрос — посмотрим на действующее на данный момент экологическое законодательство. Для начала перефразируем вопрос:

        Необходимо ли сдавать отчетность об образовании, использовании (утилизации), обезвреживании и размещении отходов за 2018 год для субъектов малого и среднего предпринимательства в начале 2019 года, или это теперь необходимо только предприятиям III категории?

        Разъяснения законодательства

        С 1 января 2019 года в Статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не будет такого понятия как отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов для предприятий малого и среднего бизнеса. В соответствии с новой редакцией статьи для объектов, оказывающих негативное воздействие III категории, необходимо будет представить отчетность об образовании, использовании (утилизации), обезвреживании, о размещении отходов (п. 5 ст. 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ). При этом проекта подзаконного документа, регламентирующего предоставление данной отчетности пока нет.

        Также до сих пор не отменен Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

        Кроме того, статьях 5 и 6 Закона № 89-ФЗ в новой редакции остаются полномочия у соответствующих органов исполнительной власти федерального и региональных уровней принимать данную отчетность. Кроме того, фразы о «субъектах малого и среднего предпринимательства» не убрались из Порядка представления соответствующей декларации о плате за НВОС (утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3), и пока в данный документ правок соответствующих новой редакции Закона № 89-ФЗ вносить не планируется (на сколько нам известно).

        Мы направили соответствующие запросы в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и Министерство экологии и природопользования Московской области. Полученные «разъяснения» прикладываем (правда ясности никакой они не прибавляют).

        Бухгалтерская отчетность малых предприятий за 2017 год

        Закончились Новогодние праздники и отпуска, для бухгалтера наступила отчетная пора.

        Рассмотрим основные моменты, которые важно учесть при подготовке бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год.

        Критерии субъектов малого предпринимательства

        Критерии субъектов малого предпринимательства (СМП) определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Это должны быть зарегистрированные в установленном порядке хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

        1. Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия — численность до 15 человек).
        2. Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий — 120 млн. руб.).

        Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:

      4. акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
      5. деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям;
      6. организация — участник проекта «Сколково»;
      7. учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
      8. суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.

    Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям.

    Категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным по среднесписочной численности и доходам.

    Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год — 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму — микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.

    Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).

    Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

    Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий

    В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

    Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.

    Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:

  • СМП, созданные в форме акционерного общества;
  • СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.
  • Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:

    При организации бухгалтерского учета на предприятии:

  • использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2019 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
  • при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2019).
  • При признании доходов и расходов:

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99);
  • признавать доходы и расходы по договорам строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 (п. 2.1 ПБУ 2/2008).
  • При учете материально-производственных запасов:

  • принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
  • признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
  • признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
  • не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).
  • При учете основных средств:

  • малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
    • при приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
    • при этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
    • начислять годовую амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а также начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету (п. 19 ПБУ 6/01).
    • При учете НМА и НИОКР:

    • признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА ) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
    • списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).
    • По другим активам и обязательствам:

    • не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
    • любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
    • осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
    • не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
    • проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);
    • При составлении бухгалтерской отчетности

      1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах

      Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

      Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

      СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н«). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации Минфина от 29 июня 2019 г. N ПЗ-3/2019). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.

      Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

      Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.

      При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

      2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

      Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются (п. 2, 4 Приказа № 66н, письмо ФНС России от 20.06.2019 N ЕД-4-3/[email protected]):

    • отчет об изменениях капитала,
    • отчет о движении денежных средств,
    • отчет о целевом использовании средств.
    • а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.
    • Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.

      В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2019 N ПЗ-3/2019 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

      Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).

      Пример 1:
      Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.

      Пример 2:
      В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

      Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2019 N ПЗ-3/2019).

      Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.

      3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий

      Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.

    • не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
    • не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
    • не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.
    • Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

      С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.

      Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

      Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.

      Нужно ли будет подавать отчетность по отходам СМСП за 2018 год

      Необходимо ли сдавать отчетность об образовании, использовании (утилизации), обезвреживании и размещении отходов за 2018 год для субъектов малого и среднего предпринимательства в начале 2019 года, или это теперь необходимо только предприятиям III категории?

      С одной стороны статья 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (редакция от 29.07.2018, далее — Закон № 89-ФЗ) с 1 января 2019 года будет изложена в редакции Федерального закона № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018, далее — Закон № 219-ФЗ), и в данной статье будет отсутствовать такое понятие как отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов для предприятий малого и среднего бизнеса, а по объектам негативного воздействия III категории должна будет предоставляться отчетность об образовании, использовании (утилизации), обезвреживании, о размещении отходов (п. 5 ст. 18 Закона № 89-ФЗ в редакции Закона № 219-ФЗ). При этом проекта подзаконного НПА, регламентирующего предоставление данной отчетности пока нет.

      С другой стороны в статьях 5 и 6 Закона № 89-ФЗ в новой редакции остаются полномочия у соответствующих органов исполнительной власти федерального и региональных уровней принимать данную отчетность.

      При этом в соответствии с Порядком представления декларации о плате за НВОС, утвержденным приказом Минприроды России № 3, в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления (далее — отходы)» в столбце 13 в строках указывается фактическое количество отходов, размещенных в отчетном периоде, равное или менее лимитов на размещение отходов. В строках столбца 13 при заполнении субъектом малого или среднего предпринимательства указывается значение показателя в размере количества размещенных отходов на собственных и (или) сторонних организаций объектах размещения отходов в соответствии с отчетностью об отходах и его величина не может превышать значения показателя в столбце 12. В столбце 14 в строках указывается фактическое количество отходов, размещенных сверх лимитов на размещение отходов в отчетный период (в тоннах). В строках столбца 14 при заполнении субъектом малого или среднего предпринимательства указывается значение показателя в размере количества размещенных отходов на собственных и (или) сторонних организаций объектах размещения отходов, превышающих количество отходов, указанных в отчетности об отходах, и его величина не может превышать значения показателя в столбце 12. И пока в данный документ правок соответствующих новой редакции Закона № 89-ФЗ вносить не планируется.

      Я направляла соответствующие запросы в Минприроды России, в ЦА Росприроднадзора, в ДПИООС г. Москвы, в Минэкологии МО. Ответы прислали пока только два последних ведомства, федеральные органы разъяснений не дали. Имеющиеся разъяснения прикладываю.

      На мои замечания по поводу того, что данный проект в соответствии с планируемыми изменениями в Закона № 89-ФЗ с 1 января 2019 года формально утрачивает актуальность адекватного ответа не последовало. Вместе с тем данный приказ пока не отменен.

      С учетом вышеизложенного рекомендую Вам направить соответствующий запрос в уполномоченные органы и отслеживать изменения в Законе № 89-ФЗ и приказе Минприроды России № 30.

      « вступит в силу новая редакция статьи 18 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» (внесенная статьей 3 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), согласно данной редакции не будет существовать такого требования как предоставление отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (далее отчетность) субъектами малого и среднего предпринимательства (СМСП).

      Нужно ли будет подавать отчетность по отходам СМСП за 2018 год?

      Не все субъекты могут подать данную отчетность до конца 2018 года, т.к. к сформированной отчетности необходимо прикладывать подтверждающие документы, в частности акты об оказанных услугах в соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов. Как правило акты о вывозе мусора за декабрь предоставляются уже в январе следующего года, т.к. последний вывоз отходов происходит в конце месяца, поэтому до конца года не представляется возможным ни подсчитать общий годовой объем сданных отходов, ни предоставить копии всех подтверждающих документов. При этом существует определенная судебная практика, когда подача отечности до конца года признается правонарушением по статье 8.5 КоАП РФ.»

      Читайте так же:  Чтобы подать на развод сколько нужно заплатить