Олимпиада закон о защите прав потребителей

Выкл. Автор admin

Об итогах олимпиады по теме «Защита прав потребителей» в 2019 году

Вот и завершилась республиканская олимпиада по теме «Защита прав потребителей».

В Республике Татарстан принята целевая программа «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан», Госалкогольинспекция Республики Татарстан определена координатором данной программы. Одним из приоритетных направлений программы является деятельность по повышению потребительской грамотности, в том числе проведение олимпиады по основам потребительских знаний для учащихся средних учебных заведений. Знание основ потребительского поведения приобретает все большую актуальность и значимость.

Олимпиада проводится в нашей республике уже четвертый год. В текущем году для участия в республиканской олимпиаде среди школьников по теме: «Защита прав потребителей» заявилось более 2 тыс. 400 учащихся 9-11 классов Республики Татарстан. С каждым годом желающих участвовать в олимпиаде становится больше. К примеру, в 2019 году в олимпиаде принимало участие порядка 500 человек, в 2019 году – около 800, в 2019 году –1800. Это говорит о том, что интерес к данному направлению растет, подрастающее поколение становится более активным.

Потребительские знания, полученные школьниками, помогут им ориентироваться в многообразии услуг и товаров, научиться делать грамотный потребительский выбор и уметь действовать в случаях, когда нарушатся их потребительские права.

1 этап олимпиады прошел дистанционно в форме тестирования на сайте www.tatzpp.ru (с 13.09.2019 по 17.09.2019); после 1 этапа прошло на следующий чуть более 400 участников (412).

2 этап – прошел также дистанционно, в форме написания эссе на тему, связанную с защитой прав потребителей (с 26.09.2019 по 30.09.2019).

На заключительный этап олимпиады прошел 41 участник. В этом году заключительный этап конкурс проводился в городах Казань и Чистополь.

Следует отметить, что жюри олимпиады состояло из преподавателей права ведущих вузов республики, представителей Министерства образования и науки РТ, Управления Роспотребнадзора по РТ и Госалкогольинспекции Республики Татарстан. Возглавлял комиссию Митюшкин Ю.И., заслуженный юрист Российской Федерации и Республики Татарстан, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Казанского института (филиала) ФБГОУВО «Всероссийский государственный университет юстиции» (РПА Минюста России).

Участники заключительного этапа олимпиады продемонстрировали высокий уровень потребительских знаний, как в ходе тестирования на вопросы по защите прав потребителей, так и в ходе выполнения практического задания — подготовки написания и обоснования претензии по конкретной ситуации потребителя в различных сферах потребительского рынка.

Школьники отвечали на сложнейшие вопросы, связанные с потребительским законодательством, при этом давались грамотные и полные ответы со ссылкой на статьи Закона РФ «О защите прав потребителей», Гражданского кодекса РФ, Правил продажи отдельных видов товаров и др.

По итогам собеседования жюри единогласно признало победителем олимпиады Фаррахову Инзилю Фарисовну, учащуюся 11 «б» класса МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» Актанышского муниципального района РТ.

Призерами олимпиады по теме «Защита прав потребителей» стали:

Зарипова Эльнара Харисовна, ученица 9 «а» класса средней общеобразовательной школы № 33 г. Казань (диплом I степени);

Гилаева Алсу Айдаровна, ученица 11 «б» класса МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» Актанышского муниципального района РТ (диплом II степени), она участвует в олимпиаде уже второй год подряд, с каждым годом демонстрируя все более высокий уровень знаний;

Вахитова Алсу Шавкатовна, ученица 10 «б» класса МБОУ «Большетарханская СОШ» Тетюшского муниципального района РТ (диплом III степени).

Также были определены призеры по отдельным номинациям: «За успехи в изучении основ потребительской грамотности»; «За упорство и настойчивость в повышении потребительской грамотности»; «За активность и целеустремленность в получении потребительских знаний»; «За стремление к изучению потребительского законодательства»; «За активное участие в Олимпиаде для учащихся по теме «Защита прав потребителей» (результаты смотрите в таблице в разделе «Олимпиада» http://tatzpp.ru/olimp ).

В номинации «За вклад в развитие потребительского образования» и за высокий уровень подготовки участников школы в республиканской олимпиаде по теме «Защита прав потребителей» среди учебных заведений республики победителем определена МБОУ «Большетарханская СОШ» Тетюшского муниципального района.

Всех победителей и призеров по указанным номинациям ждут дипломы, грамоты, ценные и поощрительные призы.

Поздравляем всех участников Олимпиады и желаем дальнейших успехов!

Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан
от 1 октября 2019 г. N 13584/13
«О проведении олимпиады по теме
«Защита прав потребителей»

Руководителям
отделов (управлений) образования
Исполнительных комитетов муниципальных
образований Республики Татарстан

Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет новый порядок и положение о проведении олимпиады по теме «Защита прав потребителей» среди учащихся общеобразовательных школ и студентов средних специальных заведений.
Просим довести информацию до сведения обучающихся и студентов.
Приложение: новый порядок и положение о проведении олимпиады по теме «Защита прав потребителей» на 21 л. в 1 экз.

Приложение. Порядок организации и проведения Олимпиады по основам потребительских знаний учащихся общеобразовательных школ и учащихся учреждений среднего специального образования в 2019 году (далее — Олимпиада)

Приложение
к письму
от 1 октября 2019 г. N 13584/13

Критерии и методика оценки выполненных заданий Олимпиады

В Олимпиаде могут принять участие учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ, учащиеся учреждений среднего специального образования Республики Татарстан, подавшие заявку по адресу: г. Казань, ул. Хади Такташ, д. 94, факс 8 (843) 277-94-99 или электронной почте: [email protected] с пометкой «Олимпиада» в период с 01.09.2019 г. по 25.09.2019 г.
В Конкурсе принимают участия работы, выполненные учащимися самостоятельно. Работы, скачанные с Интернета, не принимаются! В случае обнаружения признаков плагиата работы будут сниматься с конкурса.
Время проведения Олимпиады с 30 сентября по 14 ноября 2019 года. Олимпиада состоит из трех этапов.
I. 1-й этап Олимпиады — предварительный (отборочный), проводится дистанционно в виде выполнения творческого задания в форме эссе (сочинения) на заданные темы.
Темы эссе размещаются на сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан www.tatzpp.ru 30 сентября 2019 года. Участники конкурса направляют свои работы с 30 сентября до 9 октября 2019 года по адресу электронной почты: [email protected] В названии отправляемого файла участники конкурса должны указать аббревиатуру школы и города (района).
Условия по форме творческого задания: эссе принимаются в формате doc или docx на русском языке, в объеме не более 7 страниц. Формат — А4. Поля страницы: левое — 3 см, правое — 1,5 см, верхнее — 2 см, нижнее — 2 см. Страницы обязательно должны иметь внизу нумерацию. Шрифт — TimesNewRoman, кегель — 14. Межстрочный интервал — полуторный. Выравнивание текста эссе — по ширине.
Компетентное жюри оценивает творческие работы по таким критериям, как:
1. Раскрытие темы (10 баллов);
2. Представление и пояснение собственной позиции, отношения участника Олимпиады к поднятой проблеме (10 баллов);
3. Раскрытие темы с опорой на теоретические положения и фактический материал, примеры по заданной теме (10 баллов).
Кроме того, предусмотрены штрафные баллы за:
— отсутствие вывода (2 балла);
— несоответствие аргументов и суждений выбранной теме (2 балла);
— за использование материалов широко представленных в сети Интернет, цитирование или прямое копирование чужого авторского текста без ссылки на источник информации (5 баллов);
— несоответствие требованиям к оформлению и объему работы (2 балла).
Максимальная сумма набранных очков в 1-ом конкурсе — 30 баллов.
С 9 октября по 20 октября 2019 года членами жюри проводится проверка творческих работ 1-го конкурсного этапа на основании критериев оценки предусмотренных настоящим Порядком и заполняются оценочные ведомости на каждого участника конкурса (Приложение N 1).
После этого составляется протокол оценки выполненных творческих работ, в котором по итогам набранных баллов составляется рейтинговый бюллетень творческого задания I конкурсного этапа в форме эссе (сочинения) на тему «Защита прав потребителей» (Приложение N 2).
Итоги прохождения 1-го конкурсного этапа размещаются на сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан www.tatzpp.ru до начала следующего этапа Олимпиады — 19-20 октября 2019 года.
II. 2-ой конкурсный этап Олимпиады — тестирование по теме «Основы потребительских знаний» проводится с 21 октября по 30 октября 2019 года. Участниками 2-го этапа конкурса становятся лица, прошедшие 1-й отборочный этап. Тестовые задания размещаются 17 октября 2019 года на сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан www.tatzpp.ru, в разделе «Олимпиада».
Тестирование происходит дистанционным способом. Результаты тестирования оцениваются следующим образом: 2 балла за один правильный ответ на простой вопрос и 4 балла за правильный ответ на более сложный вопрос.
Участникам конкурса предлагается ответить на 10 вопросов, выбрав один правильный ответ из предложенных вариантов, в том числе ответ «все выше перечисленное» (за частично правильный ответ балл не засчитывается). Максимальная сумма набранных очков во 2-ом конкурсе — 30 баллов.
На прохождение 2-го конкурсного этапа отведено 20 минут, по 2 минуте на каждый из 10 вопросов.
При этом у участника конкурса будет одна пробная попытка, состоящая из 4 вопросов теста. По истечении отведенного времени электронной программой будет сформирован отчет о прохождении тестового задания. По итогам формирования всех отчетов составляется протокол оценки выполненных тестовых работ, в котором по итогам набранных баллов составляется рейтинговый бюллетень II-го конкурсного этапа (Приложение N 3). Итоги прохождения II-го конкурсного этапа размещаются на сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан www.tatzpp.ru до начала очередного этапа Олимпиады.
III. 3-й заключительный этап Олимпиады. Данный конкурсный этап проводится в очной открытой форме. Перед началом конкурса учащимся предоставляется образец листа для заполнения ответов на 3-е конкурсное задание (Приложение N 4).
Участникам конкурса предлагается на выбор 1 билет, состоящий из 2-х заданий. Первое задание — билета: письменный вопрос — устный ответ.
Второе задание билета — практическое, проект претензии по заданной ситуации выполняется письменно.
Информация о дате проведения 3-го этапа размещается на сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан www.tatzpp.ru в срок до 10 ноября 2019 года. Период проведения третьего этапа — 1 день, место проведения — в здании Госалкогольинспекции Республики Татарстан, г. Казань, ул. Хади Такташ, д. 94. Участниками 3-го конкурсного этапа становятся лица, прошедшие 2-й конкурсный тур.
Подведение итогов Олимпиады осуществляется 14 ноября 2019 года.
Оценка за каждое из 2-х заданий 3-го тура по 15 баллов (за правильный ответ на тестовое задание, верно составленный проект претензии, за полный развернутый устный ответ на третий вопрос). Максимальная сумма набранных очков в 3-м конкурсном этапе — 30 баллов. Регламент времени участников 3-го конкурсного этапа: подготовка к ответу на билет мах — 45 минут, на проверку и опрос конкурсанта — 10 минут на человека.
При равном количестве набранных баллов участниками олимпиады им задаются дополнительные вопросы (аналогичные, либо на одну и ту же тему) для выявления сильнейшего конкурсанта.
После завершения прохождения конкурсантами заданий 3-го конкурсного этапа членами жюри заполняются оценочные ведомости на каждого участника конкурса (Приложение N 5). После чего составляется протокол оценки выполненных заданий, в котором по итогам набранных баллов составляется рейтинговый бюллетень участников III конкурсного этапа, проводимого в очной форме «экзаменационные билеты» по защите прав потребителей (Приложение N 6). Итоги прохождения III-го конкурсного этапа размещаются на сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан www.tatzpp.ru.
В течение всего срока проведения Олимпиады и в течение 5 дней после ее завершения соискатели и участники Олимпиады могут обжаловать результаты оценки выполненных заданий жюри, подав апелляционную на имя председателя жюри.
По итогам III-х конкурсных этапов, компетентное жюри на основании заполненных протоколов оценок выполненных заданий и рейтинговых бюллетеней оформляет решение жюри Олимпиады по основам потребительских знаний учащихся общеобразовательных школ и учащихся учреждений среднего специального образования в 2019 году (Приложение N 7). Итоги проведения Олимпиады размещаются на сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан www.tatzpp.ru в течение 7 дней после ее завершения.
Учащиеся общеобразовательных школ, учащихся учреждений среднего специального образования, прошедшие в III конкурсный этап Олимпиады, награждаются благодарственными письмами, им вручаются сборники материалов Олимпиады и поощрительные призы.
Призеры Олимпиады награждаются дипломами первой, второй и третьей степени за подписью заместителя министра образования и науки Республики Татарстан и подарками (Приложение N 7).
Победитель Олимпиады награждается ценным подарком и почетной грамотой за подписью министра образования и науки Республики Татарстан.

Читайте так же:  Сколько налог на продажу дачи

Приложение N 1. Оценочная ведомость выполнения творческого задания в форме эссе (сочинения) на заданные темы «Защита прав потребителей»

Оценка: максимальная сумма набранных очков в 1-ом конкурсном этапе (туре) — 30 баллов.
По форме творческого задания: эссе должны быть в формате doc или docx на русском языке, в объеме не более 7 страниц. Формат — А4. Поля страницы: левое — 3 см, правое — 1,5 см, верхнее — 2 см, нижнее — 2 см. Страницы обязательно должны иметь внизу нумерацию. Шрифт — TimesNewRoman, кегель — 14. Межстрочный интервал — полуторный. Выравнивание текста эссе — по ширине.
Критерии оценивания жюри:
1. Раскрытие темы, обоснованное применение нормы закона (10 баллов);
2. Представление в сочинении собственной, авторской позиции, отношения участника Олимпиады к поднятой проблеме, выводы (10 баллов);
3. Раскрытие темы с опорой на фактический материал, примеры по заданной теме, кругозор конкурсанта и культура изложения эссе (10 баллов).
Предусмотрены штрафные баллы за:
— отсутствие вывода (2 балла);
— несоответствие аргументов и суждений выбранной теме (2 балла);
— использование материалов, широко представленных в сети Интернет (2 балла);
— несоответствие требованиям к оформлению и объему работы (2 балла).

Олимпиада закон о защите прав потребителей

Большинство потребителей уже на своем опыте убедились, что недостаточно знать о существовании Закона, защищающего права потребителя, или просто прочитать отдельные выдержки из Закона – необходимо владеть механизмом защиты своих потребительских прав в соответствии с положениями Закона

Несмотря на наступившее лето, сезон дач и отпусков жители Челнов продолжают повышать свои потребительские знания

В июне завершилась работа пришкольных лагерей

29 июня в селе Кильдюшево Тетюшского муниципального района прошел VI Республиканский фестиваль мордовской культуры «Валда шинясь»

С целью недопущения и предупреждения нарушений прав потребителей сотрудниками Альметьевского территориального органа Госалкогольинспекции РТ проводится систематическая консультационно-разъяснительная работа с представителями хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в различных сферах потребительского рынка

Купила я как-то капусты на одном из мини-рынков города и по привычке пошла к прилавку подальше — перевесить

В конце декабря 2018 года Государственной Думой принят ряд поправок, вводимых в 2019 году в федеральный закон о микрозаймах

Потребитель должен использовать товар в полной мере в течение всего срока службы, для этого изготовитель обязан обеспечить в течение данного срока ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объёме и ассортименте запасных частей

Детский оздоровительный лагерь «Солнечный» в Черемшанском районе 10 июня открыл первую смену и принял своих юных хозяев. Здесь отдыхают и поправляют здоровье 45 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Для детей запланировано проведение интересных мероприятий – кроме развлекательных, информационного характера, а это встречи с сотрудниками отделения по профилактике работы с несовершеннолетними, ГИБДД.

Сотрудником Нижнекамского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан в Аксубаевском районе было проведено мероприятие в КЦСОН «Нежность».

Читайте так же:  Возврат кмб

«Развитие комплексной системы
защиты прав потребителей
в республике Татарстан
на 2019-2020 годы»

  • Организаторы Всероссийской Олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг:
  • Национальный институт финансовых рынков и управления (АНО ВО «НИФРУ») — экономический ВУЗ, учредителем является Институт фондового рынка и управления (ИФРУ) — одно из крупнейших и самых авторитетных учреждений дополнительного профессионального образования в сфере финансовых рынков. Взаимодействие с ИФРУ позволяет студентам синхронизировать обучение в системе базового высшего образования с подготовкой к аттестационным экзаменам по основным специальностям.

    Общероссийская общественная организация потребителей «Союз потребителей финансовых услуг» (ФинПотребСоюз) — Организация была создана в соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей», Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 5 марта 1999 года №46-ФЗ «О защите прав и законных интересах инвесторов на рынке ценных бумаг».

    Центральный Банк Российской Федерации – мегарегулятор финансового рынка.

    Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» — Образована 29 октября 2019 года в соответствии с Указом Президента РФ № 536. Создана при Федеральном агентстве по делам молодёжи. Декларируемая цель — совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения.

    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке. Была образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

    Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере.

    Институт экономики РАН — научно-исследовательское учреждение в составе Российской академии наук.

    АНО ДПО «Институт фондового рынка и управления» (ИФРУ) — крупнейший российский учебный и научно-исследовательский центр в области финансовых рынков, инвестиций и маркетинга. Институт является лидером в подготовке руководителей и специалистов рынка ценных бумаг и осуществляет прием квалификационных экзаменов. В АНО ДПО «ИФРУ» прошли обучение тысячи сотрудников ведущих российских и зарубежных компаний.

    1. Общие сведения об Олимпиаде

    Цели и задачи Олимпиады:

    — выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганда научных знаний, содействие профессиональной ориентации школьников;

    — создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;

    — выявление интеллектуального потенциала, аналитических способностей и креативности мышления молодого поколения, повышение инвестиционной и финансовой грамотности, содействие формированию всесторонне развитой личности нового поколения специалистов, призванных решать основные экономические и социальные проблемы российского общества;

    — содействие в выявлении талантливых детей в регионах России и подготовке высококвалифицированных кадров для финансовых рынков страны и национальной системы защиты прав потребителей;

    — содействие распространению потребительских знаний среди школьников, их учителей, родителей, формирование грамотного потребительского поведения, закрепление обычаев потребительского поведения в семейном воспитании, содействие подготовке слоя добропорядочных предпринимателей;

    — привлечение внимания общественности к вопросам повышения уровня потребительских знаний и финансовой грамотности, воспитания потребительской культуры российских граждан;

    — оказание поддержки популяризации изучения основ потребительских знаний, с целью содействия повышению уровня жизни населения страны.

    Всероссийская олимпиада для старшеклассников по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг вошла в Перечень олимпиад школьников на 2018/19 учебный год, утвержденный Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 28 августа 2018 г. N 32н под номером 4. Ей присвоен II уровень. А это означает, что победители и призеры олимпиады получат льготы при поступлении в лучшие экономические вузы страны.
    Сроки проведения и условия участия:

    Олимпиада проводится ежегодно с 01 сентября по 31 марта.

    Олимпиада проходит в три этапа:

    I этап (отборочный) — заочное тестирование с применением дистанционных образовательных технологий.

    II этап (отборочный) — творческое эссе по предложенной Оргкомитетом тематике с применением дистанционных образовательных технологий.

    III этап (заключительный) — финал в очной форме.

    Принять участие в Олимпиаде на добровольной основе могут обучающиеся образовательных учреждений, осваивающие общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, а также дополнительные образовательные программы в области экономики и финансов, независимо от гражданства.

    Обучающиеся начальных и средних профессиональных учебных заведений могут принять участие в Олимпиаде только в том случае, если продолжают освоение общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, соответствующих 9, 10 или 11 классу обучения общеобразовательной школы (при регистрации на участие в Олимпиаде необходимо указать соответствующий текущему курсу класс обучения общеобразовательной школы).

    Участие в Олимпиаде можно принимать неоднократно, победители и призёры попадают в финал следующей Олимпиады без прохождения отборочных туров.

    Хотели бы вы узнать о своих профессиональных дефицитах и ликвидировать их, чтобы работать более эффективно?

    В принципе я не против, но времени нет

    Зачем мне это? Я и так все о себе знаю

    С радостью пойду на диагностику

    Если начальство прикажет, придется

    Работать эффективнее мне поможет не диагностика, а увеличение зарплаты и сокращение нагрузки

    Всего проголосовало: 55

    Стартовали мероприятия юбилейного Всероссийского конкурса «Учитель года России»

    номер 27, от 2 июля 2019

    Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

    С незапамятных времен бытует мнение о том, что если человек чем-то руководит, то это должно отражаться на его зарплате. А если мы говорим о руководителях в образовании? Сколько должен получать директор школы, чтобы педагоги не возмущались? Кто имеет право устанавливать это соотношение? И в каких случаях управленец может получать меньше подчиненных? Мнения экспертов собирал Вадим Мелешко.

    «Вспоминаю сейчас, что говорила моя бабушка: школа здорова тогда, когда в ней хотя бы половина персонала – мужчины. Исторически мужчины всегда занимают более престижные сферы общественной жизни, и, если в школе мало мужчин, это показатель, что ей есть куда расти. Школу нужно сделать престижным институтом, как это было в дореволюционной России. Хотя я помню и советских учителей, которыми мы тогда искренне восхищались, а они вопреки нашему восхищению скрывали заплаты на локтях. Образование требует больших вложений, но они обязательно окупятся», – из интервью писателя, доктора филологических наук Евгения Водолазкина.

    К 95-летию «Учительской газеты» мы объявили конкурс историй о том, какую роль сыграла наша газета в судьбе своих читателей. Мы благодарны вам за присланные работы! Каждая из них – бесценный вклад в летопись главного педагогического издания страны. Публикуем первые из них и до 20 сентября ждем писем от тех, кому еще есть что рассказать.

    «Учительская газета», №24 от 10 июня 2003 года

    Зеленый свет — интеллектуалам

    Победители олимпиад поступают в вуз без экзаменов

    Курс «Защита прав потребителей» сегодня изучается в школе. Нередко он преподается в рамках таких предметов, как «Правоведение», «Обществоведение», «Граждановедение», «Обществознание», «Прикладная экономика», используется и в центрах дополнительного образования. Учительская газета

    Приятно отметить, что защита прав потребителей вызывает живой интерес у подростков, что побуждает их к самостоятельному знакомству и изучению нормативно-правовых актов. Однако в этом случае у них возникают трудности в правильном понимании и толковании норм закона. Поэтому, конечно, им необходимо пообщаться со специалистом, который был бы компетентен в вопросах защиты прав потребителей.

    Читайте так же:  Пособие по увольнению жен военнослужащих

    В течение многих лет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) совместно с Министерством образования проводят работу по развитию экономического образования и образования в области защиты прав потребителей. Начиная с 2001-2002 учебного года они проводят совместные всероссийские олимпиады.

    В апреле этого года прошел заключительный этап II Всероссийской олимпиады школьников по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний. Участвовали 125 школьников из 68 городов, поселков, сел сорока двух субъектов РФ, каждый из которых был отмечен дипломом участника олимпиады и памятными призами. Победителями стали 38 учащихся, которые получили ценные подарки и были награждены дипломами Минобразования России I, II степеней.

    В программу олимпиады были включены соревнования по двум направлениям: по основам законодательства о защите прав потребителей и по основам экономической теории. Соревнование по потребительским знаниям состояло из двух этапов: тест и решение задач. Задания, разработанные специалистами МАП России, предполагали знание школьниками не только Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», но и таких нормативно-правовых актов, как Правила продажи отдельных видов товаров, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. При разработке заданий были также использованы положения Федерального закона «О рекламе».

    Тест состоял из 70 вопросов. На его решение отводилось два астрономических часа. На вопросы его одним из участников было дано 67 правильных ответов из 70. И это максимальный набранный балл в этом испытании. Если сравнить этот результат с опытом проведения прошлогодней олимпиады, то на заключительном этапе 2002 года максимальным набранным баллом было 70 правильных ответов из возможных 70.

    Однако следует отметить, что результаты теста II Всероссийской олимпиады были более равномерными. Более половины правильных ответов дали 117 человек, то есть 95 процентов участников. Таким образом, во II Всероссийской олимпиаде практически все были хорошо подготовлены и справились с тестом.

    Анализ работ участников показал, что большая часть школьников очень узко воспринимает понятие защиты прав потребителей. Как правило, они считают, что понятие защиты прав потребителей — это Закон «О защите прав потребителей», Правила продаж отдельных видов товаров и еще несколько нормативно-правовых актов. Многие не знают о существовании Гражданского кодекса Российской Федерации, который также содержит нормы, касающиеся правового положения потребителей, и при этом обладает в некоторых случаях более высокой юридической силой.

    Чрезвычайно обидно, что многие преподаватели забывают рассказать ученикам о месте Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в системе законодательства России. Было бы целесообразным посвятить этому установочную лекцию, обратить внимание учеников на ряд статей Гражданского кодекса Российской Федерации, которые важны для потребителя, кратко объяснить очередность применения Конституции Российской Федерации, законов, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.

    Нет у ребят ясного представления, кто занимается защитой прав потребителей. Им необходимо рассказать о национальной системе защиты прав потребителей, которая состоит из федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей. Объяснить различия в компетенции МАП России, Госстандарта России и иных государственных органов федеральной власти, их территориальных подразделений, которые упоминаются в Законе «О защите прав потребителей».

    Многие не понимают, что такое общественное объединение потребителей. Поэтому задача педагога осветить принцип организации деятельности общественного объединения потребителей — можно сказать, что это юридическое лицо, с уставом, которое действует в соответствии с Законом «Об общественных объединениях» и Законом «О защите прав потребителей», объяснить, что это коммерческая организация и помогает потребителям не безвозмездно, уделить внимание полномочиям, зафиксированным в статье 45 Закона «О защите прав потребителей», и т.д.

    Перечисленные ошибки характерны для обеих олимпиад. Что касается второй, то, помимо указанных ошибок, более трети неправильных ответов касались Закона «О рекламе».

    Второй частью были ситуационные задачи. Всего предлагалось решить 10 задач различной сложности. При сравнении результатов решения ситуационных задач по потребительскому законодательству 2003 года с 2002 годом получается, что минимальное количество баллов в 2002 году — 2, а в 2003 году — 30. Если на I Всероссийской олимпиаде 19 человек (13 процентов от количества принявших в испытании участников) не смогли решить ни одной задачи, то в этом году неподготовленных детей не было.

    Более чем с половиной задач в 2003 году справились 66 процентов участников.

    К сожалению, результаты решения задач получились ниже ожидаемых. Многие, прочитав описания вполне нетрудных на первый взгляд бытовых ситуаций, предложили краткий, но неполный перечень действий субъектов ситуации. Большее количество ответов были поверхностными.

    В остальном при решении задач школьники сталкивались с теми же трудностями, что и при решении тестов, то есть, в частности, сказывалось незнание ими положений, регулирующих гарантийные сроки, основ регулирования отношений, связанных с куплей-продажей сезонных товаров, круга полномочий общественных объединений и т.д.

    По прошествии двух олимпиад можно сказать, что большая заслуга преподавателей в том, что практически все школьники знают не только номера статей законов и нормативно-правовых актов, но и подпункты, а также точные формулировки, используемые в них. Наиболее хорошо ребятами изучены вопросы компенсации морального вреда, предоставления информации для потребителя.

    По устранению выявленных пробелов в знаниях целесообразно использовать учебник «Основы потребительской культуры» (авторы В. Симоненко, Т. Степченко). В 2000 году коллективом авторов Конфедерации обществ потребителей было издано второе издание учебника «Основы потребительских знаний» (под общей редакцией П. Крючковой).

    Опыт проведения олимпиад показал, что в основном подростки довольно легко справляются с заданиями, поэтому возможно, что в будущем году список нормативно-правовых актов, которые требуется изучить для подготовки к участию в олимпиаде, будет расширен. Также планируется обратить внимание будущих участников на те положения потребительского законодательства, которые из года в год вызывают у них затруднения. Безусловно, преподавателей, которые могут компетентно обучить основам потребительских знаний, чрезвычайно мало. Поэтому МАП России активно работает над созданием и укреплением системы подготовки и переподготовки преподавателей в области защиты прав потребителей. Школы, в которых преподается защита прав потребителей, могут обратиться в территориальные управления МАП России за оказанием информационной поддержки, помощи в организации семинара.

    Победители заключительного этапа II Всероссийской олимпиады школьников по основам предпринимательской деятельности и потребительским знаниям должны приниматься без вступительных испытаний в вузы для обучения по направлениям, соответствующим профилю олимпиады. В список специальностей, соответствующих профилю олимпиады, относятся педагогические специальности (030600 технология и предпринимательство), специальности экономики и управления (061100 менеджмент организации) и междисциплинарные специальности (351100 товароведение и экспертиза товаров (по областям применения), 351300 коммерция (торговое дело).

    II Всероссийская олимпиада проходила при непосредственном участии Государственного Университета — Высшая Школа Экономики (ГУ-ВШЭ). 25 апреля 2003 года состоялось заседание ученого совета ГУ-ВШЭ, на котором был рассмотрен вопрос о победителях олимпиады. В результате ученый совет решил рекомендовать к зачислению вне конкурса в ГУ-ВШЭ 11 человек, получивших дипломы I степени, на один из факультетов по выбору абитуриента. Остальным победителям зачислить высший балл по обществознанию на вступительном экзамене на один из факультетов также по выбору абитуриента, а именно при поступлении на факультет экономики, менеджмента, права, социологии, прикладной политологии.

    ведущий специалист Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства