Налог на пользование недрами 2019

Выкл. Автор admin

Расчет регулярных платежей за пользование недрами

Помимо налогов некоторые компании уплачивают так называемые неналоговые платежи. Разновидностью таких платежей являются регулярные платежи за пользование недрами. Кто и куда их обязан платить, расскажем ниже.

Платежи за пользование недрами

Всё об указанных платежах можно узнать из Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I (далее — Закон о недрах).

Пользователями недр могут быть как российские ИП и юридические лица, так и иностранные граждане (ст. 9 Закона о недрах).

К недрам относят пещеры, полезные ископаемые — словом, все, что находится под землей. Платежи взимаются за пользование указанными ресурсами и за работы, связанные с ними.

Платить регулярные платежи следует (ст. 43 Закона о недрах), если ваша организация:

  • ищет и оценивает месторождения полезных ископаемых;
  • производит разведку полезных ископаемых;
  • изучает и оценивает пригодность участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • строит и эксплуатирует подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых.
  • Предоставление недр в пользование происходит на основании специальной лицензии. Платить нужно регулярно в течение всего срока действия лицензии, даже если работы временно не ведутся.

    Платеж зависит от разных факторов, в том числе от вида работ, от вида полезного ископаемого, размера участка, степени риска и т.д.

    РПН = S1 — S2, где

    РПН — регулярный платеж,

    S1 — используемая площадь участка недр,

    S2 — площадь возвращенной части лицензионного участка.

    В законе о недрах даны минимальные и максимальные размеры ставок. Точный размер ставки определяют федеральные органы и субъекты РФ.

    Ставка также зависит от цели использования полученных недр (ст. 43 Закона о недрах).

    Например, при использовании недр в целях поиска драгметаллов минимальная ставка установлена в размере 90 рублей за квадратный метр участка. Если целью является разведка драгметаллов, минимальная ставка составит 3 000 рублей за квадратный метр участка.

    Порядок уплаты регулярных платежей и представления отчетности

    Платеж рассчитывается за год, а уплачивается равными долями каждые три месяца.

    Таким образом, заплатить платеж за пользование недрами нужно:

    за I квартал — до 30 апреля включительно;

    за II квартал — до 31 июля включительно;

    за III квартал — до 31 октября включительно;

    за IV квартал — до 31 января включительно.

    Расчет (декларацию) нужно сдавать в те же сроки, которые предусмотрены для уплаты.

    Льгот для данного вида неналогового платежа не существует.

    Пример заполнения расчета

    ООО «Ископаемое» занимается добычей драгоценных металлов. Деятельность ведется согласно лицензии НТ № 2657981 от 01.01.2018. Общество добывает платину в Нижнем Тагиле. Ставка установлена в размере 405 рублей за квадратный метр. Площадь объекта земли равна 240 квадратных метров.

    Годовой платеж равен 97 200 рублей (240 х 405).

    Квартальный платеж составляет 24 300 рублей (97 200: 4). Эту сумму нужно указать в строке 030 раздела 1 расчета.

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 2019

    Основание и правовые основы

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — это федеральный налог, регулируемый главой 26 Налогового кодекса РФ. Так как его уплачивают пользователи недр, одним из важнейших документов для понимания и применения НДПИ также является Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».

    1. Организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и признаваемые пользователями недр.
    2. Организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2019 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

    По общему правилу налогоплательщики должны встать на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, который они используют, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

    Особый порядок постановки на учет установлен для пользователей недр в Крыму и Севастополе.

    Постановка на учет производится по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (если налогоплательщик является ИП).

    Минфин РФ также дополнительно определяет особенности постановки на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ — см. приказ Приказ МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731.

    Объект налогообложения НДПИ

    Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые:

    1. добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);
    2. извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
    3. добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.
    4. Не являются объектами налогообложения:

      • общераспространенные полезные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
      • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;
      • добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
      • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
      • дренажные подземные воды;
      • метан угольных пластов.

      Виды полезных ископаемых

    5. Уголь и горючие сланцы
    6. Торф
    7. Углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов)
    8. Товарные руды черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения
    9. Полезные компоненты комплексной руды
    10. Горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.)
    11. Горнорудное неметаллическое сырье
    12. Битуминозные породы
    13. Сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.)
    14. Неметаллическое сырье, используемое, в основном, в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни)
    15. Кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.)
    16. Природные алмазы, др. драгоценные камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь)
    17. Концентраты и др. полупродукты, содержащие драгметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) а также лигатурное золото , соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика
    18. Соль природная и чистый хлористый натрий
    19. Подземные воды, содержащие полезные ископаемые и лечебные ресурсы, а также термальные воды
    20. Сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).
    21. Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок. Она определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

      Особым образом определяется стоимость углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья. Как определять по нему налоговую базу, говорится в статье 340.1 НК РФ. О таких месторождениях налоговые органы информирует федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых.

      В отношении иных видов добываемого углеводородного сырья, а также угля, налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

      Общий порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы указан в статье 340 Налогового Кодекса РФ.

      Ставки установлены по каждому виду полезных ископаемых статьей 342 Налогового Кодекса РФ.

      Ставки в 2017 году

      • 0% или 0 рублей, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.);
      • от 3,8% до 8% для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости;
      • 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2019 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель. Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 — на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 — на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 — с 1 января 2020 года. В 2019 году ставка по нефти составляла 857 руб.;
      • 42 рубля за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива, на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, и на корректирующий коэффициент;
      • 35 рублей за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья. Полученное произведение суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного. Если полученная сумма оказалась меньше 0, значение налоговой ставки принимается равным 0.
      • 47 рублей за 1 тонну добытого антрацита.
      • 57 рублей за 1 тонну добытого угля коксующегося;
      • 11 рублей за 1 тонну добытого угля бурого;
      • 24 рубля за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого;
      • 730 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы;
      • 270 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, не содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.
      • Налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, которые определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 902 «О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля»).

      • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, — 1,132.
      • В прошлом году улучшились условия, при которых коэффициент Ккан равен нулю в отношении участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море. Эти условия вынесены в отдельный подпункт 9 пункта 4 статьи 342.5 НК РФ.

        В отношении нефти, добытой на этих участках недр, коэффициент Ккан сохраняет нулевое значение до 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором наступило одно из перечисленных в НК РФ обстоятельств. Таким обстоятельством является, например, достижение определенного уровня накопленного объема добычи нефти (за исключением накопленного объема на новых морских месторождениях на данном участке недр). С 2019 года этот предел составляет 15 млн т. вместо 10 млн т., как было установлено ранее.

        При расчете НДПИ по газу применяется коэффициент Кгп, характеризующий экспортную доходность. Напомним, базовое значение ставки НДПИ в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья умножается на коэффициент Ккм, а также на базовое значение единицы условного топлива Еут и коэффициент Кс, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья.

        Значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2019 N 401-ФЗ.

        Для остальных налогоплательщиков Кгп равен 1.

        Налоговый вычет по НДПИ

        Статья 343.1 Налогового кодекса РФ регулирует право налогоплательщика на получение налогового вычета — можно по своему выбору уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр.

        В налоговый вычет включаются следующие расходы:

        • материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ;
        • расходы налогоплательщика на приобретение и (создание) амортизируемого имущества;
        • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.
        • Право на применение данного налогового вычета непосредственно связано с обязанностью налогоплательщика НДПИ — работодателя обеспечивать безопасные условия труда и их охрану.

          Порядок признания расходов в целях применения данного вычета должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.

          Порядок и сроки уплаты налога, отчетность

          По итогам месяца исчисляется сумма налога отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

          Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

          Пользователи недр уплачивают регулярные платежи ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1).

          Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр устанавливаются Правительством РФ, а суммы этих платежей направляются в федеральный бюджет.

          Декларация по НДПИ представляется в налоговый орган по месту нахождения российской организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, месту осуществления деятельности иностранной организации через филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

          Обязанность представления налоговой декларации возникает, начиная с налогового периода, в котором стала осуществляться фактическая добыча полезных ископаемых. Представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговую декларацию по НДПИ можно подавать как в бумажном, так и в электронном виде.

          Обращаем внимание!

          Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

          С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

          НДПИ: что нового в 2017 году?

          В 2017 году изменились некоторые налоговые ставки и значения, необходимые для расчета коэффициентов.

          При уплате налога при добыче нефти ставка составит 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

          Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2019 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель.

          Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 — на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 — на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 — с 1 января 2020 года. В 2019 году ставка по нефти составляла 857 руб.;

          Коэффициенты-дефляторы на 1 квартал 2017 года составят:

          • на антрацит — 1,102;
          • на уголь коксующийся — 1,668;
          • на уголь бурый — 0,996;
          • Это установлено приказом Минэкономразвития России от 18.01.2017 N 8 «О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля».

            При расчете НДПИ по газу значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2019 N 401-ФЗ.

            С 1 января 2017 года пункт 15 статьи 342.4 гласит, что коэффициент Ккм равен результату деления числа 6,5 на значение коэффициента Кгп. Кгп новой нормой установлен такой: 1,7969 — на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно, 1,4022 — на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 1,4441 — на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно — для налогоплательщиков — собственников объектов Единой системы газоснабжения, либо участников с долей собственности;

            Обращаем внимание!

            При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

            Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

            • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
            • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.
            • При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

              При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2019 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

              Кто и как рассчитывает регулярные платежи за пользование недрами

              Регулярные платежи за пользование недрами рассчитывают отдельно по каждому участку недр, на который получена лицензия или подписано соглашение о разделе продукции (абз. 2 п. 1 ст. 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

              Кто рассчитывает

              Кто именно рассчитывает регулярные платежи, зависит от категории недропользователя. То есть от того, работает организация на основании лицензии или на основании соглашения о разделе продукции.

              Для организаций, которые подписали соглашение о разделе продукции, размер регулярных платежей рассчитывают Роснедра. Ведомство в соглашении установит годовую сумму платежа. Организация же делит его на четыре равные части и ежеквартально перечисляет их в бюджет .

              Обладатели лицензий размер платежа рассчитывают сами. Он зависит от годовой ставки и облагаемого объекта ( размера участка недр ).

              Это следует из пунктов 2 и 3 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.

              Как рассчитать

              Общий максимальный и минимальный размер ставок прописан в Законе от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Конкретную годовую ставку для каждого недропользователя, работающего на основании лицензии, устанавливают Роснедра, прописав ее в этом разрешительном документе. Ведомство установит ее в расчете на 1 кв. км площади участка недр в год отдельно по каждому виду работ.

              Размер площади участка недр, принимаемой в расчет регулярного платежа, зависит от этапа работ, которые проводит недропользователь.

              Если организация проводит разведку месторождений, облагаемую площадь участка недр рассчитайте так:

              На этапе поиска и оценки месторождений полезных ископаемых расчет производите по формуле:

              Сумму регулярного платежа, который нужно перечислить за квартал, определяйте следующим образом:

              Если в течение квартала действие лицензии было приостановлено, сумму платежа все равно рассчитывайте так же. Приостановление лицензии не означает прекращения права пользования недрами, а значит, и нет оснований прекращать вносить регулярные платежи или уменьшать их сумму. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 14 октября 2019 г. № 03-06-05-01/42730 и ФНС России от 25 марта 2019 г. № ГД-4-3/5368.

              Это следует из пункта 6 статьи 12, пунктов 2 и 4 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, пункта 6.7 Порядка, утвержденного приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/98, и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.

              Ситуация: как рассчитать регулярный платеж за квартал, в середине которого организация лицензию получила или срок ее действия истек?

              Регулярный платеж рассчитайте так же, как обычно, – за полные три месяца квартала.

              Исключение из расчета дней и месяцев, не входящих в период действия лицензии, законом не предусмотрено. Правила расчета и перечисления регулярных платежей указывают лишь на единственный порядок – квартальные суммы нужно платить равными долями в размере четверти годового платежа.

              Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 14 марта 2019 г. № 03-06-05-01/7648 и ФНС России от 3 сентября 2019 г. № ЕД-4-3/15954 (документ размещен на официальном сайте налоговой службы ).

              Возможна ситуация, когда облагаемая площадь участка недр в течение квартала была уменьшена. В этом случае при расчете регулярного платежа за этот отчетный период ничего менять не нужно, то есть площадь участка возьмите, как если бы она не уменьшалась. Новую (уменьшенную) площадь принимайте в расчет начиная со следующего квартала. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 21 июня 2019 г. № 03-06-05-01/23449, ФНС России от 6 августа 2019 г. № ЕД-4-3/14318.

              Рассчитанную сумму регулярного платежа перечислите в бюджет. Подробнее об этом см. Как перечислить платежи за пользование недрами в бюджет .

              Пример расчета регулярных платежей за пользование недрами

              В 2019 году ООО «Альфа» получило лицензию на пользование недрами УДЭ № 00420 БР для поиска, разведки и добычи рудного золота на участке, расположенном в Окинском районе Республики Бурятии.

              Весь 2019 год «Альфа» занималась разведкой золота на участке. Ставка регулярного платежа за этот вид работ установлена в размере 10 200 руб. за 1 кв. км.

              Площадь участка недр по лицензии составляет 60 кв. км. Площадь запасов на участке, установленных и учтенных государственным балансом, равна 17,92 кв. км. Горноотводные акты не оформлялись.

              Ежеквартальный регулярный платеж бухгалтер «Альфы» рассчитал так:
              17,92 кв. км ? 10 200 руб.: 4 = 45 696 руб.

              Платежи за пользование недрами

              В данном материале рассматривается природа публично-правовых платежей за пользование источниками недр, их признаки, условия взимания и расчёта, роль в механизме государственного управления

              Основные характеристики платежей за пользование недрами

              В рамках российского законодательства выделяется две основные системы платежей, предусматривающих пополнение государственной казны за счёт средств, поступающих от частных лиц и организаций:

            • первая из них представлена налогами и сборами, порядок уплаты которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ;
            • другая включает совокупность «условно неналоговых», требования к перечислению которых предусмотрены правовыми документами, разными по содержанию и юридической силе.
            • Платежи за недра относятся ко второй группе. Юридическая природа этих неналоговых платежей постоянно пересматривается с учётом нормативного регулирования на разных уровнях. Вырабатываются принципы и подходы к установлению единых правил взимания средств за пользование природными источниками в рамках сборов, не вошедших в систему НК РФ. Тем более, что их взыскание осуществляется как на регулярной, так и разовой основе.

              Признак публичности платы за недра выражается в следующих характеристиках:

            • требование по внесению содержится в законе;
            • субъектами, обязательно вносящими средства, являются физические и юридические лица, которым земельные наделы предоставляются с правом распоряжения как собственникам или на праве иного владения;
            • цель – пополнения бюджетов разных уровней Российской Федерации за счет неналоговых платежей.
            • Уплата регулярных и разовых платежей за пользование недрами

              Порядок перечисления средств предусмотрен Законом РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах». Их выплаты предусмотрены обычно при наступлении определенных обстоятельств, указанных в лицензии. К примеру, при изменении границ земельных участков для добычи недр.

              Обязательность внесения средств в доход государства выявляется при системном анализе положений статей 9, 12, 22, 39, 40, 42 и 43 Закона РФ №2395-1. В частности, п.10 ч.2 ст.22 указанного акта установлено, что субъекты земельных правоотношений обязаны в заявленные сроки и правильно вносить плату. Таковое требование предъявляется с момента внесения сведений о выдаче лицензии по общему правилу. Исходя из смысла этих норм следует, что стороной публичных отношений в этих ситуациях выступает субъект предпринимательской деятельности, обладающий правом или получившим лицензию на выполнение определенных работ на специально выделенных земельных участках.

              К иной категории платежей относятся сборы, вносимые для участия в конкурсе на право использования определенными участками недр.

              Соответственно, можно сделать вывод о том, что уплата платежей за использование источниками недр не является актом свободного волеизъявления участника семейных отношений, а реализация требований по соблюдению законодательства об условиях получения лицензии и использованию недр.

              Примечательно, что сборам за пользование недрами присущи все признаки налога, прописанные в ст.8 НК РФ, в том числе об индивидуальной безвозмездности. Присутствуют и все основания для причисления таких платежей к правовой конструкции налогообложения, поскольку законодательством предусмотрен период и ставка для его внесения, база для начисления и объект.

              Платежи на недра не внесены в НК РФ, но правильность и соблюдение сроков их внесения контролируется органами налоговой системы на основании требований бюджетного законодательства. Очевидно, что плата за пользование природными ресурсами не относится к налогам, в доказательство этого можно привести случай, когда разовые платежи за пользование недрами были отменены. В 2002 году на смену им пришел налог на добычу ископаемых. Такой подход законодателя к изменению природы неналогового платежа подтверждает нестабильность позиции по отношению к этому юридическому понятию.

              Назначением и отличительной особенностью разовых выплат за пользование недрами является создание фискальной системы, обеспечивающей беспрерывный контроль использования земельных ресурсов субъектами предпринимательской деятельности. В связи с этим, под условно неналоговым платежом подразумевается выплата, имеющая публично-правовую природу. Реализацией этого права является получение лицензии на ведение определенных видов работ на выделенных для этих целей земельных наделах. Таким видится содержание о том, что собой представляют разовые платежи за пользование недрами.

              Регулярные платежи делятся на две подкатегории:

              1. Вносимые за проведение геологоразведочных работ на выделенном земельном участке в обозначенных границах (основанием платежа является в этом случае является площадь надела, выделенного для обработки земли с целью использования недр);
              2. Перечисляемые при обеспечении хранения ископаемых в специальные сооружения под землей. В этом случае сбор рассчитывается исходя из объёма содержимого, исчисляемого по объему или весу.
              3. Контроль платежей по недрам

                Регулярность и правильность внесения средств администрируется с помощью мер государственного принуждения. В качестве таковых используется прекращение права и отзыв лицензии на использование недр, а также в виде наложения штрафа. Таким образом проявляется регулирующая функция, характерная для выплат, посредством которых участники хозяйственных отношений стремятся к неукоснительному выполнению требований закона и условий взимания сборов за осуществление определенной деятельности на земельных участках.

                За нарушением таких требований следует санкция. Это связано с защитой полезных ископаемых, являющихся собственностью государства, которое предоставляет право на эксплуатацию земли с целью получения прибыли. Меры негативного воздействия направлены на изъятие участков, незаконно переданным предпринимателям, с целью защиты публичных интересов при передачи объектов в частное пользование.

                Платежи за использование земли не относятся ни к категории налогов, ни акциз. Их правовая природа близка к арендным платежам, предусмотренным за использование природных ресурсов при соблюдении правил о недопущении ущерба окружающей среде. У сбора за использование недр отсутствует компенсационная функция, поскольку таковая предусмотрена платой за негативное воздействие на окружающую среду.

                По сути такие платежи предусматривают компенсацию государству за использование природных источников, как собственнику недр.

                В заключение можно сказать о специфике подобных выплат. Среди недостатков правового регулирования можно выделить отсутствие чёткого регламента процедуры установления платежей, отсутствие определений и её содержания. Также присутствие огромного количества норм на уровне Правительства РФ и подзаконного порядка – от Минприроды РФ. Из-за этого на практике возникают проблемы с расчетом платежей при отсутствии экономически-подтвержденных обоснований, разнятся установленные на разных уровнях коэффициенты и показатели для определения базы. В противоречие вступают акты разной юридической силы. Вследствие этого требуется упорядочение, систематизация нормативных актов, приведение в соответствие положений о налогах в связи с разной правовой природой этих понятий.

                Кто признается налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых?

                Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, получившие лицензию на использование недр, а также вставшие на учет в ФНС по месту ведения деятельности. Каким образом осуществляется прохождение предприятиями обеих процедур?

                Какие фирмы являются налогоплательщиками НДПИ

                Налогоплательщиками НДПИ признаются юрлица и ИП, которые имеют статус пользователей недр земли (п. 1 ст. 334 НК РФ). При этом плательщиками НДПИ также признаются предприятия Республики Крым и Севастополя, которые:

              4. зарегистрированы в ЕГРЮЛ на основании ст. 19 закона «О введении части первой ГК РФ» от 30.11.1994 № 52-ФЗ;
              5. имеют статус пользователей недр, обладают лицензиями и иными разрешительными документами, предусмотренными законодательством (п. 2 ст. 334 НК РФ).
              6. Субъект уплаты НДПИ должен быть поставлен на учет по месту расположения используемого им участка недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Далее в статье мы рассмотрим особенности этой процедуры, а пока уделим внимание такому аспекту, как лицензирование деятельности плательщиков НДПИ. Дело в том, что главное условие приобретения фирмой статуса плательщика НДПИ и, соответственно, легального начала практической добычи полезных ископаемых — это оформление лицензии на пользование участком недр.

                О том, как НК РФ определяет объект для начисления НДПИ, читайте в статье «Что является объектом налогообложения по НДПИ?».

                Фирмы без лицензии могут быть признаны плательщиками НДПИ

                С точки зрения текущих норм закона это невозможно.

                Как считает Минфин РФ, наличие лицензии у ИП или фирмы на пользование недрами является (письмо Минфина РФ от 08.10.2019 № 03-06-05-01/41901):

              7. единственным критерием для получения хозяйствующим субъектом статуса плательщика НДПИ;
              8. единственным основанием для постановки хозяйствующего субъекта на учет как плательщика НДПИ.
              9. При этом не имеет значения, в чем заключается целевое назначение работ, которые можно проводить предприятию в соответствии с разрешительным документом. Например, если фирма по лицензии проводит геологические работы, то она будет платить НДПИ в случае, если в процессе ее деятельности появится объект налогообложения по НДПИ — извлеченное из недр полезное ископаемое.

                Если тот или иной субъект будет пользоваться недрами без лицензии, то на него может быть наложено административное взыскание на основе положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000–5000 руб. для граждан, 30 000–50 000 руб. для должностных лиц и 800 000–1 000 000 руб. для юридических лиц. Кроме того, фирма обязана возместить вред, нанесенный природе (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, ред. от 03.07.2019).

                Лицензия — документ, который подтверждает право ее обладателя на пользование конкретным участком недр в конкретных границах, а также в рамках отраженной в лицензии цели в течение определенного времени и при соблюдении хозяйствующим субъектом оговоренных условий. Таких лицензий у фирмы может быть несколько — для каждого вида использования недр.

                Возможна ситуация, при которой лицо, основной профиль деятельности которого не связан с добычей полезных ископаемых, так или иначе извлекает их в процессе деятельности. Например, это может быть строительная фирма, которая в процессе обустройства котлована работает с песком. Должна ли она в этом случае платить НДПИ и оформлять лицензию?

                Фирма будет считаться пользователем недр и потенциальным субъектом уплаты НДПИ на основе лицензии только в том случае, если строительные работы проводятся с землей на глубине ниже почвенного слоя (преамбула к закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Данная глубина не установлена на уровне федерального законодательства. Но в региональных нормативных актах показатель глубины работ, при котором нужна лицензия, чаще всего определяется, как превышающий 5 метров (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-З, ст. 4 закона Челябинской области от 11.04.2012 № 294-ЗО).

                Таким образом, при строительных работах на глубине до 5 метров лицензия, как правило, не нужна, в ином случае — требуется.

                Как оформляются лицензии на пользование недрами

                Рассматриваемую лицензию можно получить:

              10. в заявительном порядке;
              11. конкурсном порядке.
              12. Первый механизм применяется главным образом в том случае, если хозяйствующий субъект собирается осваивать малоизученные недра земли, проводя геологические исследования, осуществляя оценку различных месторождений. При этом в законодательстве предусмотрена возможность получения лицензии в заявительном порядке на освоение общераспространенных ископаемых. Однако в российских СМИ появляются сведения о том, что заявительный принцип в ближайшем будущем будет распространяться и на оформление лицензий на добычу углеводородов.

                Конкурсный порядок оформления лицензии на пользование недрами применяется в тех случаях, когда приобретение соответствующего документа в заявительном порядке невозможно либо менее предпочтительно для хозяйствующего субъекта.

                Правила оформления лицензий для каждого типа полезных ископаемых имеют огромное количество нюансов. Их специфика определяется в процессе взаимодействия хозяйствующего субъекта и Федерального агентства по недропользованию, которое отвечает за выдачу лицензий, с учетом положений следующих основных источников права: