Компенсация за земельный участок при сносе дома

Выкл. Автор admin

Услуги для тех, чье жилье сносят. На что могут рассчитывать собственники жилья при сносе их домов.

Как происходит расселение жильцов при сносе жилых домов застройщиками?

Инвесторы и строительные компании, которые по контракту с городскими властями занимаются обновлением жилищного фонда, должны начать расселение жильцов за полгода до сноса зданий.

Жильцы домов, подлежащих сносу, имеют также право на получение материальной компенсации взамен предоставления новых квартир . Такая компенсация может выдаваться при возникающих спорах, когда жильцы не желают переезжать в другой район города и хотят сами купить себе жилье взамен сносимого, если им удобно оставаться жить в данном районе из-за близости работы, больниц, школ и т.д. Если старое жилье сносит частный застройщик, то ситуация для граждан проще. Особенно, если они собственники земельных участков, на которых расположены их дома. Тогда застройщик должен добиться согласия переселенца. Не секрет, что часто граждане предъявляют в таких случаях завышенные запросы, требуя вместо одного ветхого домишки несколько квартир и т.д. Но практика показывает также и случаи таинственных пожаров в сносимых районах.

О правах собственников и нанимателей

Собственники, которые приобрели квартиру, подлежащую расселению, путем наследования, дарения, купли-продажи, обмена могут по соглашению сторон обменять ее на новую равной стоимости. Если владелец квартиры не согласен с результатом оценки, он может потребовать привлечения специалистов независимой оценки. При оценке жилья учитывают район, место расположения дома, внутреннее благоустройство. Новая квартира может быть меньше, но в более престижном районе, или больше, но на окраине. Так как она является собственностью, урезать «лишние», «ненормированные» метры никто не в праве. По желанию владельца ему могут выплатить стоимость квартиры без предоставления другого помещения.

Для нанимателей жилья порядок немного иной. Если у вас обнаружат излишек площади, — можете с ним распрощаться, ведь нанимателю предоставляется бесплатно лишь определенная норма.

Но во всех случаях можно и даже нужно отстаивать свои права собственника и «торговаться». Если переселение ведет государственная организация — будет сложнее, вас просто выселят судом, а вот инвестор, который заинтересован в быстром расселении дома, как правило, готов пойти на уступки.

В каком случае принимается решение о сносе жилых домов?

Все мы на протяжении последних лет являемся свидетелями реализации государственной программы по обновлению жилищного фонда страны. В некоторых городах начинается снос старых хрущевок. Граждане обеспокоены вопросами, связанными с расселением сносимых домов и целых микрорайонов в рамках данной программы.

Даже когда принято решение о сносе дома, его жильцы имеют право пройти процедуру приватизации жилой площади . Это допускается законодательством РФ согласно договору по социальному найму. Однако прописаться в дома, подлежащие сносу, довольно трудно, даже если речь идет о ближайших родственниках жильцов.

Ограничения на прописку снимаются лишь с несовершеннолетних детей, а взрослые граждане могут быть прописаны на спорную территорию по индивидуальному рассмотрению заявлений представителями городской власти. «Добро» на прописку дается с учетом всех требований норм жилья (квадратных метров). Покинуть свои дома и переехать по новому месту жительства на предоставленные жилые площади гражданам предлагается в случаях:

  • Если комиссий принято решение, что жилой дом находится в аварийном состоянии, непригоден для нормальной жизни и норм бытового проживания, зданию грозит обвал стен или несущих конструкций. Дом не подлежит восстановлению, капитальному ремонту или реконструкции.
  • Если снос жилых домов предусмотрен программой реконструкции районов города.

Дом подлежит сносу, потому что стоит на территории, которая необходима городу по каким-либо муниципальным нуждам. Например, это может быть связано с благоустройством города, когда на месте старого жилого дома будет разбит городской парк или в этом месте планом предусмотрена укладка новой скоростной трассы.

Когда снос жилых домов происходит из-за внешних факторов?

  1. Жилое здание может быть признано комиссией аварийным, если оно расположено на месте возможных оползней, грязевых (селевых) потоков, лавин снега и других природных катаклизм.
  2. Если после осмотра специалистами выявлены дефекты несущих конструкций или фундамента здания. Такие дефекты могут возникнуть не только из-за старости жилого строения, но и вследствие пожаров, взрывов, просадки грунтов, землетрясений и других аварий.

Снос жилых домов также предусмотрен в случае зарегистрированных факторов и жалоб жильцов, если рядом с домом находятся производственные или другие объекты, деятельность которых связана с постоянными шумами, мешающими нормальной жизни жильцов. Согласно нормам допустимого уровня шума в жилых районах, показатели не должны превышать 45 дБ (ночью) и 55 дБ (в дневное время). Но по этому пункту в мегаполисах добиться чего-то весьма сложно.

Итак, подведем итог. Если Ваш дом подлежит сносу, Вам обязаны предоставить равнозначное по площади и качеству благоустроенное помещение в черте города. И никакие отписки, типа «квартир в городе нет, можем предоставить за пределами…» не пройдут. Другое же дело – если Вы дадите на то свое добровольное согласие. То же касается и метража. Никто не может Вас ущемить в Ваших законных метрах и дать маленькую избушку на курьих ножках.

А самое главное – знать свои права и иметь желание бороться за своё благополучие.

Последний же вопрос, а что делать, если сносить вас должны, но пока непонятно когда, и эти сроки затягиваются. Многие ждут сноса годами, в то время как планы властей и строителей меняются. Но даже это время можно использовать себе на пользу.

А именно.

Узаконить ранее построенные, но неузаконенные пристрои. Оформить в собственность земельный участок, или собрать все документы для надлежащего оформления аренды земли. Так как права собственника при переселении и расселении закон защищает лучше, чем права арендатора, в том числе по социальному найму

Если это квартира, которая может быть в малоэтажном старом доме — вам надо успеть ее приватизировать. Так как сроки бесплатной приватизации заканчиваются совсем скоро — в марте этого года.

Поскольку такие действия занимают время, не стоит думать и упускать будущие возможности. Вспомните, может быть какое-то ваше имущество пока еще не оформлено соответствующим образом? Тогда надо это сделать, так как после получения уведомления о сносе вы либо не успеете, либо некоторые действия уже будут невозможны.

Мы предлагаем вам услуги:

приватизация квартир

узаконение жилых домов, построек и пристроев

оформление в собственность земельных участков, надлежащее оформление аренды земли

представление интересов переселенцев в судах, составление исковых заявлений

сбор необходимых документов и составление договоров.

Обращайтесь:

Корпоративный юрист Сети Агентств Недвижимости ЭКСПЕРТ. Работаю с юридическими и физическими лицами, предприятиями и частными клиентами.

Если вы сомневаетесь в необходимости каких-то действий, мы готовы проконсультировать вас по телефону.


Отвечу, помогу, пойму и решу вашу проблему!

При написании статьи использованы материалы открытых источников интернет.

Автор: А. Герасимов

На что могут рассчитывать собственники жилья при сносе их домов

Александр Герасимов, главный юрист компании «Главмосстрой»

Действующее законодательство разрешает государственным и местным органам изымать принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения с целью последующего сноса строений и освобождения земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Но при этом закон обязывает государственные структуры компенсировать такое изъятие жилой площади у граждан. Законодатель предусмотрел способы (виды) компенсации, процедуру изъятия жилья и предоставления взамен его равноценного обеспечения.

Прежде всего заметим сразу, что нормы Жилищного кодекса РФ, предусматривающие изъятие жилых помещений у собственников, вполне соответствуют требованиям Конституции РФ и никак не нарушают прав граждан на жилище. Об этом уже не раз делал заключение Конституционный Суд РФ и это же подтвердил Верховный Суд РФ в своем Постановлении Пленума от 2 июля 2009 г. за № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ».

Решение об изъятии жилого помещения подписывают компетентные органы государственной власти или местного самоуправления, принявшие решение о занятии данного земельного участка под государственные или муниципальные нужды. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка определяется Гражданским и Земельным законодательствами и не входит в предмет настоящей статьи. Мы хотим обратить внимание читателей на следующие моменты при требовании властей об освобождении жилых помещений.

Во-первых, под государственными или муниципальными нуждами, на что указывает Жилищный кодекс РФ (ст. 32 ЖК РФ), разрешая проводить изъятие жилья, следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно законами и удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков. При этом законодатель не перечисляет нам этих обстоятельств, но названный Пленум ВС РФ к числу таких обстоятельств относит: выполнение международных обязательств РФ; размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения; застройка территории в соответствии с утвержденным генеральным планом поселений. Конечно, этот перечень обстоятельств, данный Верховным Судом РФ, не является исчерпывающим, и его надо рассматривать как ориентир при проверке правильности принятых соответствующими органами решений. Под этот перечень обстоятельств подпадает и застройка новых микрорайонов по генеральному плану. С предварительным сносом домов застраивались районы п. Бутова, Марьинского парка, Мичуринского проспекта в Москве. Кстати, в Москве действуют свои правила изъятия жилых помещений у граждан, закрепленные Законом г. Москвы № 21 от 31 мая 2012 г. « Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» с последующими изменениями к нему от 31.03.2010 и 26.01.2011 гг. Закон, в частности, указывает на такое основание освобождения собственниками своих жилых помещений, как новое строительство на данной территории, развитие территорий в соответствии с генеральным планом города и реализацией других программ города.

Во-вторых, органы, принявшие решения об изъятии жилых помещений у их собственников, должны иметь в виду, что такое изъятие допустимо, если невозможно дальнейшее использование земельного участка для новых целей. Например, нельзя построить новую трассу без сноса ряда домов, стоящих вдоль ее прокладки. Обязанность доказывания этого обстоятельства возлагается на соответствующий орган, принявший решение о сносе строений.

Далее, чтобы изъятие жилых помещений у их собственников было признано законным, соответствующие органы, производящие такое изъятие, должны:

  • зарегистрировать свое решение в ЕГРП (ч. 3 ст. 32 ЖК РФ);
  • письменно уведомить собственников подлежащих изъятию жилых помещений не менее чем за год о предстоящем освобождении ими своих помещений. При этом, исходя из правила ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, юридически значимым обстоятельством является факт получения данного уведомления собственниками жилых помещений.
  • До изъятия жилых помещений их собственникам должно быть предложено взамен другое благоустроенное жилое помещение, куда граждане могут въехать сразу без предварительного проведения необходимых ремонтных работ. То есть предлагаемое жилье должно отвечать всем требованиям, необходимым для проживания. Однако если собственник не согласен принять предложение о предоставлении ему другого жилого помещения, компенсация изымаемого жилья производится путем выкупа, то есть выплатой денежной суммы. Выкупная цена в этом случае включает рыночную стоимость выкупаемого помещения и убытки, причиненные собственнику от изъятия у него жилья, в том числе и упущенную выгоду. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения не могут входить затраты, произведенные собственником после вручения ему уведомления об изъятии жилого помещения, значительно удорожающие рыночную стоимость жилья и не являющимися необходимыми для нормального проживания в них граждан.

    Следует заметить, что денежная компенсация собственнику жилья выплачивается в случае, если он вообще отказался принять предложение о предоставлении ему другого жилого помещения взамен изымаемого жилья. В практике бывают случаи, когда собственники отказываются принимать конкретно предложенные им квартиры, ссылаясь на брак в строительных работах или неудобного для них места расположения нового жилья, хотя в принципе они и согласны поменять сдаваемую ими жилую площадь на новое благоустроенное жилье. В таком случае орган, сделавший предложение собственнику о предоставлении нового жилья может в судебном порядке заставить собственника освободить свое жилье и переселиться в новое. Но если собственник не согласен поменять свою жилую площадь на новую, ему должна быть выплачена денежная компенсация в размере рыночной стоимости изымаемой жилой площади.

    При замене жилой площади, когда собственник согласился принять новое жилье, также определяется рыночная стоимость изымаемого и вновь предоставляемого жилья. Это делается для решения вопроса, кто и кому должен производить доплату. Указанный Пленум ВС РФ указал, что, если стоимость вновь предоставляемого жилого помещения ниже рыночной стоимости изымаемого жилья, собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения. Когда стоимость предоставляемого жилого помещения выше рыночной стоимости прежнего жилья, по соглашению сторон обязанность по выплате разницы возлагается на собственника. Таково разъяснение Верховного Суда. Теперь давайте посмотрим, насколько оно выполнимо реально.

    Известно, что стоимость квартиры в так называемом хрущевском доме, подлежащем сносу, гораздо меньше стоимости такой же по площади квартиры, но уже в новом доме. Представим себе, у собственника нет средств для доплаты разницы нового жилья. Значит, либо он должен отказаться от сделанного ему предложения по переезду на новое жилье, либо принять новое жилье по стоимости, равной или даже меньше изымаемого у него жилья. Но в последнем случае нетрудно представить: это будет такое же или даже хуже существующего жилье. Правда, есть третий вариант, когда собственник принимает денежную компенсацию за свою жилую площадь. А где тогда ему проживать? Вот так и появляются лица, без определенного места жительства. На те деньги, которые получит собственник в обмен на сданное жилье, он может приобрести только часть квартиры в новостройке. Въезжать в старое жилое помещение ему не интересно.

    Правда, уже названный Закон г. Москвы не предусматривает никакой доплаты за разницу в стоимости приобретаемого и сдаваемого жилья.

    Важно заметить: предоставление собственнику другого благоустроенного жилого помещения взамен сносимого допускается по соглашению двух сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить такое жилое помещение (Обзор судебной практики ВС РФ за третий квартал 2009 г.).

    По мнению автора, необходимо ограничить компенсацию изымаемого жилья только предоставлением другого, по качеству не ниже сдаваемого. Расходы по возмещению разницы стоимости новой и старой жилой площади должен взять орган, принявший решение о сносе домов, выселении граждан и занятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Ведь выселение собственников делается все-таки не по их воле. А уж если и приняли уполномоченные органы такое решение, то надо обеспечить гражданам право на проживание. Деньги не всегда и не во всех случаях могут реализовать это право граждан.

    Собственнику сносимого жилого помещения новое жилье может быть предоставлено в собственность. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия нового жилого помещения на других условиях, например, по договору социального найма или на иных условиях.

    Пример из судебной практики

    Постановлением Правительства Москвы решено застраивать новыми домами кв. 95, р-на Можайский г. Москвы. В связи с этим дома, находящиеся на данной территории застройки, подлежали сносу, а их жители — выселению. Правительство Москвы решило переселить всех жителей домов, подлежащих сносу, в другие жилые помещения. Гр. Д., являясь собственником квартиры в доме, подлежащем сносу, не согласился переезжать в предложенную ему квартиру, хотя согласен получить компенсацию за изымаемую квартиру в виде предоставления другого жилья. Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обратился в суд с иском о:

  • прекращении права собственности на занимаемую гр. Д. квартиру в многоквартирном доме
  • предоставлении в порядке компенсации другого благоустроенного жилого помещения.
  • Исковые требования Департамент мотивировал тем, что гр. Д. предлагается квартира большего по площади размера и рыночная стоимость которой больше стоимости сдаваемой им квартиры, при этом никакой доплаты за разницу в стоимости квартиры с ответчика не требуют. Более того, предлагаемая ответчику квартира находится в пределах г. Москвы, является благоустроенной и пригодной для проживания.

    Кунцевский районный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования Департамента.
    Мосгорсуд оставил в силе решение суда первой инстанции (Определение № 33-22522 от 10.08.2011 г.).

    С вынесенным решением трудно не согласиться. Правительство Москвы в лице Департамента исполнило требования ст. 32 ЖК РФ в части процедуры изъятия жилой площади, обеспечения выселяемых граждан другой жилой площадью. Обе стороны дела пришли к согласию о способе компенсации жилья. Здесь у читателей может возникнуть вопрос, почему власти города и Префектура ЗАО так лояльны к гр. Д. при предоставлении ему другого жилого помещения. Действительно, гр. Д. предложили квартиру в новом доме, да еще и в том же административном округе, при этом не получив с него разницы в стоимости. По правилам указанного закона г. Москвы с собственником жилья заключается договор мены, на основании которого ему предоставляется равнозначное помещение.

    Равнозначным по правилам закона признается помещение, площадь которого и количество комнат не меньше площади и комнат освобождаемого жилья. Согласно ст. 3 закона при выселении собственников из жилых помещений новое жилье им предоставляется в районе проживания, то есть в том же административном округе. Разница в стоимости сдаваемого и приобретаемого жилья в г. Москве не взимается.

    Если стороны договорились компенсировать жилье выплатой выкупной цены, с согласия собственника денежные средства ему могут быть выплачены и до истечения одного года с момента предупреждения.

    В городе Москве снос домов и освобождение земельных участков под новое строительство производится на основании соответствующих постановлений правительства Москвы, которое вправе принимать такие решения. Выселение собственников и предоставление им новых квартир осуществляется распоряжениями префектов, которые являются гарантом обеспечения граждан новым жильем и подтверждения принадлежности передаваемой квартиры городу Москве, независимо от того, зарегистрировано или нет право собственности на эти квартиры за Департаментом жилищной политики. Московские суды удовлетворяют иски Департамента жилищной политики… к гражданам о лишении права собственности и выселении их на новое место жительства на основании постановлений правительства Москвы и распоряжений префектов административных округов.

    Конституционный суд РФ признал ст. 32 ЖК РФ соответствующей Конституции РФ и не нарушающей права граждан и собственников жилых помещений на обеспечение их жильем.

    Статья затронула правоотношения, возникающие между собственниками жилых помещений и государственными органами при сносе жилых домов и освобождении земельных участков для государственных и муниципальных нужд, но не коснулась выселения граждан, занимающих жилую площадь по договору социального найма, безвозмездного пользования. Об этом уже писалось на страницах журнала.

    Могу ли я получить денежную компенсацию за свою долю квартиры, при сносе МКД?

    Добрый день. Квартира 2 комнатная, в собственности 1/2, договориться о продаже квартиры или покупки моей доли с другим владельцем не получается. Дом сносят. Могу ли я на этапе сноса дома договориться на денежную компенсацию (возмещение) моей доли в данной квартире? Спасибо.

    Ответы юристов ( 1 )

    При сносе жилья вам и втором собственнику должны дать иное жилье, не хуже сносимого

    Статья 32 ЖК РФ. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
    1. Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием
    земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
    2. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
    3. Утратил силу с 1 апреля 2019 года. — Федеральный закон от 31.12.2019 N 499-ФЗ.
    4. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
    5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.7. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
    8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

    Получение жилья при сносе

    Добрый день! 10 лет назад купила комнату в коммунальной квартире 16м2, на данный дом попал в список пятиэтажек под снос (Никитинская ул., д.8, к.2). 3 года назад я приобрела однокомнатную квартиру, ни там ни там не прописана. Прописана у родителе, по месту прописки собственности нет. Что я получу при сносе пятиэтажке взамен комнаты? Нужно ли предпринимать какие либо действия что бы получить отдельное жилье, а не компенсацию?

    Ответы юристов ( 3 )

    • 9,5 рейтинг
    • 8726 отзывов эксперт

    Предоставление отдельного жилья вместо комнаты в коммунальной квартире возможно при наличии Вашего согласия на доплату, поскольку в Законе г. Москвы указано о принципе равнозначности при предоставлении жилого помещения.

    ЗАКОН
    ГОРОДА МОСКВЫ
    ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ПЕРЕСЕЛЕНИИ
    И ОСВОБОЖДЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (ЖИЛЫХ ДОМОВ)
    В ГОРОДЕ МОСКВЕ
    Статья 6. Возмещение (компенсация) либо выкупная цена за жилое помещение (жилой дом) собственника

    1. Собственникам, освобождающим жилые помещения (жилые дома), по их выбору в денежной или натуральной форме предоставляется равноценное возмещение (компенсация) либо выкупная цена. Размер возмещения (компенсации) либо выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки.
    2. Размер денежного возмещения (компенсации) собственнику должен соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения. Денежное возмещение (компенсация) собственнику предоставляется в безналичной форме и используется для приобретения жилого помещения либо в иных целях при наличии у собственника иного жилого помещения, в отношении которого собственник обладает правом пользования либо правом собственности. Возмещение (компенсация) в натуральной форме предоставляется собственнику в виде другого благоустроенного жилого помещения путем заключения договора, определяющего переход права собственности на жилые помещения. Стоимость предоставляемого в порядке компенсации в натуральной форме жилого помещения должна соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения, за исключением случаев, определенных законом.
    (в ред. Закона г. Москвы от 28.12.2019 N 55)
    3. При определении выкупной цены изымаемого у собственника жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка в соответствии со статьей 4 настоящего Закона в нее включаются размер рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения (жилого дома), а также все убытки, причиненные собственнику в связи с его изъятием, возмещение которых предусмотрено федеральным законодательством при изъятии жилых помещений.По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
    4. По письменному заявлению собственника с ним заключается договор, определяющий переход права собственности на жилое помещение, в соответствии с которым собственнику предоставляется другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное освобождаемому жилому помещению. При этом равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении. При этом доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается.

    Что я получу при сносе пятиэтажке взамен комнаты?
    Лена

    Вам обязаны предоставить равнозначное жилье и зарегистрирован вы в нем ил инет, значения не имеет.

    Статья 32 ЖК РФ. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
    1. Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

    2. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

    4. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

    5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

    6. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

    7. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

    Нужно ли предпринимать какие либо действия что бы получить отдельное жилье, а не компенсацию?
    Лена

    Нет, не нужно. Без Вашего письменного согласия Вам не имеют право выплатить компенсацию, только предоставить жилье.

    Как указал ВС РФ вы по своему выбору можете выбрать предоставления вам равнозначного жилья или выкупную цену за него как собственнику.

    Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав
    граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или
    реконструкции

    Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2019
    года

    Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу
    многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу
    по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо
    выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого
    благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

    По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме,
    признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются
    в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники
    жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос
    или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об
    изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для
    муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в
    доме путем выкупа.

    Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть
    предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения,
    достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его
    стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

    Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу,
    включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного
    жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3
    статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде
    содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на
    предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

    При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных
    способов обеспечения его жилищных прав.

    Например, определением судебной коллегии областного суда было отменено
    решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Б.В. и Б.Д. к
    мэрии города о предоставлении вне очереди жилого помещения на праве
    собственности.

    Судом установлено, что Б.В. и Б.Д. являются сособственниками в равных долях
    жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном в 2005 году
    непригодным для проживания.

    Материалами дела подтверждено, что данный жилой дом в рамках реализации
    программы переселения граждан из ветхого и аварийного муниципального жилищного
    фонда на 2004 – 2010 годы был включен в перечень многоквартирных домов,
    признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими
    сносу, однако ко времени рассмотрения дела требований к собственникам жилых
    помещений в многоквартирном жилом доме о его сносе или реконструкции, в том
    числе к истцам, в порядке статьи 32 ЖК РФ предъявлено не было.

    Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования,
    выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, и то,
    что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение,
    включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного
    жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия
    реформированию жилищно-коммунального хозяйства», судебная коллегия пришла к
    обоснованному выводу, что истцы по своему выбору имеют право требовать либо
    выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в
    собственность.

    В связи с этим и учитывая заявленные требования, судебная коллегия приняла
    по делу новое решение о возложении на мэрию муниципального образования
    обязанности предоставить истцам в общую долевую собственность в равных долях
    равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного
    аварийным и непригодным для проживания.

    Требование органа государственной власти или органа местного
    самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении
    собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением
    другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между
    этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении
    иного жилого помещения взамен изымаемого.

    Анализ судебной практики рассмотрения дел по искам администрации
    муниципальных образований о переселении собственников аварийного жилья в другие
    жилые помещения, предоставляемые им на праве собственности (о понуждении к
    заключению договора мены жилых помещений, о выселении с предоставлением другого
    жилого помещения), свидетельствует об отсутствии сложившейся единообразной
    правоприменительной практики.

    Ряд судов полагает возможным удовлетворение исков о принудительном
    переселении собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных
    аварийными и подлежащими сносу, и членов их семей в предлагаемые органами
    местного самоуправления жилые помещения, ссылаясь на равноценность и
    благоустроенность предлагаемого жилья.

    Другие суды исходят из того, что предоставление собственнику непригодного
    для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности
    возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом
    государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе
    дома.

    Позицию последних следует признать правильной, она нашла отражение и в
    судебной практике Верховного Суда Российской Федерации.

    Так, решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением
    судебной коллегии по гражданским делам краевого суда, были удовлетворены
    исковые требования администрации муниципального образования к П.С. и П.Е. о
    прекращении права собственности, признании права собственности, выселении из
    жилого помещения в другое жилое помещение.

    Как было установлено судом, П.С. и его супруге П.Е. администрацией
    муниципального образования была предложена мена квартиры общей площадью 35,6
    кв.м в аварийном доме на однокомнатную квартиру общей площадью 46,7 кв.м, находящуюся
    в муниципальной собственности, в новом многоквартирном доме, однако ответчики
    отказались от переселения в предложенное жилое помещение.

    Рассматривая дело, суды пришли к выводу о необходимости выселения супругов
    П. по основаниям, предусмотренным статьями 86 – 89 ЖК РФ, в предложенное жилое
    помещение, поскольку оно является более благоустроенным по сравнению с
    занимаемым, указав, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая
    П.С. квартира, включен в адресную программу края по переселению граждан из
    аварийного жилищного фонда, которой предусмотрено предоставление жилых
    помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.

    Отменяя состоявшиеся по делу судебные решения и направляя дело на новое
    рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
    Федерации отметила, что в порядке, установленном статьями 86 – 89 ЖК РФ, жилые
    помещения предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения в подлежащем
    сносу доме по договору социального найма, в связи с чем указанные нормы права
    не подлежали применению при рассмотрении спора о выселении собственника
    подлежащего сносу жилого помещения.

    Кроме того, из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений,
    содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской
    Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной
    практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у
    собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое
    помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с
    собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его
    стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как
    по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений
    требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему
    принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка,
    на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в
    таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили
    требование о его сносе или реконструкции.

    То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится
    принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в
    отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в
    соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной
    программы края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает
    обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных
    в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в
    частности статьи 32 ЖК РФ.

    Поскольку данных о том, что П.С. предлагалось выкупить принадлежащую ему на
    праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 ЖК РФ, не
    имелось, то П.С., как собственник жилого помещения в доме, признанном аварийным
    и подлежащим сносу, был лишен права на получение стоимости изымаемого имущества
    (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской
    Федерации № 18-КГ12-88).

    В другом деле по иску администрации города к У. о прекращении права
    собственности на изымаемое жилое помещение, признании права собственности
    ответчика на предоставляемое взамен жилое помещение и выселении в
    предоставляемое жилое помещение и по встречному иску У. к администрации города
    о взыскании выкупной цены за квартиру судебные инстанции, установив, что между
    сторонами не было достигнуто соглашение о предоставлении У. другого жилого
    помещения взамен изымаемого, возложили на администрацию города обязанность
    выплатить выкупную цену жилого помещения, а также пришли к выводу о наличии
    правовых оснований для прекращения права собственности У. на принадлежащую ей
    на праве собственности квартиру и выселении ответчика из аварийного жилого дома
    в связи с принятием решения о его сносе.

    Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам,
    установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость
    жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе
    упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный
    ремонт.

    Как показывает анализ судебной практики, суды в целом правильно применяют
    положения части 7 статьи 32 ЖК РФ, и при определении выкупной цены
    руководствуются примерным перечнем возможных убытков собственника, приведенным
    в указанной норме.

    Например, при рассмотрении иска администрации района к В. о выкупе жилого
    помещения и по встречному иску В. к администрации района об установлении и
    взыскании выкупной цены жилого помещения судебные инстанции признали
    обоснованным включение в выкупную цену жилого помещения расходы В. на переезд,
    оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление
    договора купли-продажи иного жилого помещения.

    В другом деле суд признал необоснованными требования истцов о взыскании
    убытков, выразившихся, по их мнению, в расходах на оплату за наем двухкомнатной
    и однокомнатной квартир в период решения вопроса о выплате выкупной цены,
    поскольку решение об изъятии было принято в отношении одной комнаты площадью
    24,4 кв.м в доме коридорной системы. При этом суд указал, что, по смыслу
    положений статьи 15 ГК РФ, возмещению подлежат расходы, которые лицо, чье право
    нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного
    права. В данном случае суд пришел к выводу о чрезмерности произведенных истцами
    расходов.

    Кроме того, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения,
    подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суды
    обоснованно относят суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

    Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991
    года
    № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено
    сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт
    дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного
    фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого
    помещения в доме, требующем капитального ремонта.

    К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии
    с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию
    жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых
    инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт
    или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации,
    при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений,
    относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

    Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта
    дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может
    служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим
    право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований
    о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного
    дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.

    Например, определением судебной коллегии по гражданским делам областного
    суда было оставлено без изменения решение районного суда о частичном
    удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования к
    В.А. и членам его семьи об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд
    путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной
    собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением.

    Судом установлено, что В.А. и В.Г. на праве собственности, возникшем на
    основании договора передачи квартиры в собственность, принадлежит трехкомнатная
    квартира в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

    Рассматривая возражения ответчиков относительно размера предложенной
    администрацией муниципального образования выкупной цены, который не включал
    сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома, суды первой и
    апелляционной инстанций указали следующее.

    Изымаемое жилое помещение расположено в доме 1930 года постройки. Сведений
    о том, что с этого времени проводился капитальный ремонт дома, не представлено.
    Вступившим в законную силу решением районного суда, принятым по заявлению В.А.
    об оспаривании бездействия администрации муниципального образования по
    проведению работ по реконструкции дома, установлено, что планировалось
    произвести капитальный ремонт жилого дома с отселением граждан, однако
    каких-либо действий для его осуществления не произведено.

    Установив, что обязанность по производству капитального ремонта жилого дома
    возникла наймодателя и уже на момент приватизации ответчиками жилого помещения
    дом нуждался в проведении капитального ремонта, однако обязанность по
    производству капитального ремонта не была выполнена, суд пришел к выводу, что
    невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта
    дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания,
    является основанием для дома в выкупную цену жилого включения суммы компенсации
    за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного помещения.

    При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна
    учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в
    подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

    По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия
    выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6
    статьи 32 ЖК РФ).

    При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого
    помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным
    законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской
    Федерации».

    Правоприменительная практика свидетельствует, что единообразный подход к
    определению выкупной цены в судах на данное время не сложился, поскольку не все
    суды принимают во внимание, что собственникам помещений в многоквартирном доме
    на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в
    многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГК РФ), а
    также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен
    государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29
    декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской
    Федерации»).

    Поскольку положениями статей 36 – 38 ЖК РФ и статьи 290 ГК РФ установлена
    неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в
    многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в
    таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на
    такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в
    многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости
    жилья.

    С учетом изложенного следует признать обоснованной практику тех судов,
    которые при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения учитывают в
    ее составе стоимость доли в общем имуществе многоквартирного жилого дома,
    включая земельный участок.

    Например, при разрешении дела по иску администрации города к Д. об изъятии
    жилого помещения с выплатой выкупной цены, прекращении права собственности на
    жилое помещение, признании права муниципальной собственности на жилое
    помещение, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого
    помещения судом при определении выкупной цены были учтены возражения ответчика,
    подтвержденные представленными доказательствами, о несогласии с предложенной
    администрацией выкупной ценой изымаемого жилого помещения, определенной без
    учета стоимости земельного участка.

    Согласно части 2 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее
    имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует
    судьбе права собственности на указанное жилое помещение.

    Поскольку администрацией города было заявлено требование о переходе права
    собственности на помещение – квартиру ответчика в многоквартирном доме, то с
    переходом права собственности на помещение в многоквартирном доме переходит и
    доля в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, включая
    земельный участок, в отношении которого был проведен государственный
    кадастровый учет.

    Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что отдельно стоимость
    земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, ибо
    предназначен он для обеспечения возможности пользования жилым помещением, суды
    первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что при определении выкупной
    цены необходимо учитывать рыночную стоимость принадлежащей ответчику доли в
    праве общей собственности на земельный участок под домом.

    Возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по
    договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для
    проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого
    найма, безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена.

    Например, решением суда, оставленным без изменения судом апелляционной
    инстанции, было правомерно отказано в удовлетворении исковых требований А. и П.
    к администрации города о предоставлении однокомнат

    ной благоустроенной квартиры,
    поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что указанные
    граждане, хотя и состоят на учете нуждающихся в получении социального жилья,
    однако жилое помещение, признанное непригодным для проживания, принадлежало на
    праве собственности В., членами семьи которого истцы не являются. Собственнику
    непригодного для проживания жилого помещения В. предоставлено другое
    благоустроенное жилье.

    Истцы проживали в помещении, принадлежащем В., на условиях коммерческого
    найма, не обладали ни правом собственности, ни правом владения и пользования
    жилым помещением по договору социального найма, в связи с чем не приобрели
    внеочередного права на предоставление жилого помещения по договору социального
    найма.

    Читайте так же:  Ежемесячное пособие матерям одиночкам в 2019