Функции менеджера и требования

Выкл. Автор admin

Московский государственный университет печати

Прокудин В.А.

Методическое руководство по изучению дисциплины «Менеджмент в книжном деле»

для специальности «Издательское дело и редактирование»

Прокудин В.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Менеджмент в книжном деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Понятие «менеджер». Основные роли менеджера. Характер труда и профессиональная компетенция менеджера. Функции менеджера в книжном бизнесе (исследование рынка, продажи, реклама, продвижение книги и стимулирование сбыта, паблисити). Общие требования к менеджеру любого уровня.

Модель взаимодействия человека и организационного окружения. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации. Личностный аспект взаимодействия человека и организации. Научение поведению человека в организации. Роль менеджера в этом процессе.

1. Виханский О.С., А.И.Наумов. Менеджмент: Учебник — 3 изд. — М.: Гардарики, 2002. — 527 с. Глава 1, глава 11.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2 изд. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с. Глава 23.

3. Годин В.В. и др. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17. — М.: Инфра-М, 2000. — 352 с. С. 46-47.

4. Дафт Р.Л. Менеджмент. — СПб: Питер, 2002. — 832 с. С. 98-109, 153-155, 737-742.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: «Дело», 1992. — 702 с. С. 88-111, 433-461.

6. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. — СПб: Питер, 2003. — 352 с. С. 89-111.

7. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 19. — М.: Инфра-М, 2000. — 288 с. С. 56-58, 117-189, 157-161.

8. Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3. — М.: Инфра-М, 2000. — 288 с. С. 69-106.

9. Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. — М.: Инфра-М, 2002. — 192 с. С. 94-113.

10. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. — М.: Инфра-М, … С. 37-60.

11. Эриашвили Н.Д. Книгоиздание. Менеджмент и маркетинг — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 304 с. С. 29-67.

1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. — М: «Дело», 1991 — 320 с.

2. Грэм Гордон. Книжный бизнес. Практика книгоиздания и книжной торговли: Пер. с англ. — М.: РосКонсульт, 1999. — 288 с.

3. Есенькин Б.С., Майсурадзе Ю.Ф. Книжное дело. Взгляд журналиста и специалиста. Сборник статей, опубликованных в 1998-2001 гг. / Б.С.Есенькин, Ю.Ф. Майсурадзе: МГУП. — М.: МГУП, 2001. — 588 с. — (Книжный бизнес. Отечественный опыт).

4. Издательское дело. Средства массовой информации

5. Менеджмент: Век ХХ — век ХХVI: Сборник статей / Под ред. О.С.Виханского, А.И. Наумова; сост. И.А.Петровская. — М.: Экономистъ, 2004. — 336 с.

6. Научно-практические журналы:

— «Маркетинг. Консалтинг. Аудит. Реклама. Информация».

7. Толковый словарь по книжному бизнесу. Основные термины (Есенькин Б.С. и др.) — М.: МГУП, 2001. Электронная версия .

Менеджеры в организациях

Менеджер в современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

  • организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;
  • руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.
  • Спецификой труда менеджера является конечный результат его деятельности — принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.

    Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.

    Конечный результат деятельности менеджера в разных странах специалистами по управлению оценивается по-разному (табл.4.1).

    Таблица 4.1 Особенности конечного результата деятельности в менеджменте

    Менеджмент

    Конечный результат

    Уровень прибыли предприятия или социальная эффективность институциональной организации

    Перестройка организационных структур и систем управления для организации в развивающейся рыночной экономике

    Основные задачи менеджера на предприятии сводятся к управлению объектом с целью достижения целей организации (разработка организационной структуры управления объектом в соответствии с его целями):

  • обеспечение функционирования подсистемы снабжения;
  • обеспечение функционирования производственной системы;
  • обеспечение функционирования подсистемы сбыта продукции;
  • ОФ финансовой подсистемы;
  • ОФ инновационной подсистемы;
  • ОФ социальной подсистемы;
  • Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (рис. 4.2).

    Рис. 4.2. Уровни управления

    Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).

    Менеджеры низового уровня организуют работу непосредственно подчиняющихся им рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.

    Горизонтальное деление труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.

    Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.

    Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).

    Функциональные руководители — это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.

    Уровень функционального руководителя определяется иерархическим уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.

    Рыночная экономика позволяет выделить в среде менеджеров фигуры:

    Предприниматель — основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.

    Бизнесмен — субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных с осуществлением операций обмена товаров и услуг между уже существующими рыночными структурами при использовании сложившихся в практике форм и методов свободной хозяйственной деятельности.

    Коммерсант — самостоятельный экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности общества и конкретной личности.

    Качества, необходимые менеджеру

    Основные качества, необходимые менеджеру:

    • мировоззренческая позиция:
      • наличие выработанной управленческой концепции;
      • желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;
      • умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;
      • деловая компетенция:
        • обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;
        • обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
        • владеть современными методами менеджмента;
        • административный талант:
          • проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;
          • обладать опытом административной работы;
          • иметь высокий уровень культуры профессионального общения;
          • уметь осуществлять корпоративную поддержку;
          • личностные качества:
            • генетическая предрасположенность к лидерству;
            • обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;
            • критически оценивать свои достижения;
            • уметь гармонизировать межличностные отношения;
            • Мировоззренческая позиция — это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.

              Деловая компетенция — это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.

              Административный талант это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.

              Личностные качества — это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.

              Требования, предъявляемые к менеджеру

              В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.

              Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

              1. Знание специальности:

            • — знание технологии производственного процесса и его функционирования;
            • — знание теории менеджмента, основных законов и приемов;
            • — знание общей экономической теории;
            • — знание теории маркетинга;
            • — а также общая эрудиция по специальности;
            • — знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);
            • 2. Личные качества:

            • — умение быть в форме;
            • — выносливость в состоянии неопределенности и стресса;
            • — выдержка в любой конфликтной ситуации;
            • — коммуникативность;
            • — умение слушать;
            • — интуиция;
            • — приспособляемость к ситуации;
            • — восприимчивость критики, самокритичность;
            • — уверенность в себе;
            • — авторитетность;
            • — стремление к успеху и готовность работать для этого;
            • — возраст и внешние данные;
            • — сила воли;
            • 3. Личные способности:

              • — умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);
              • — умение распределять обязанности и давать четкие указания;
              • — умение стимулировать и мотивировать работников;
              • — легкость в общении, тактичность и дипломатичность;
              • 4. Интеллектуальные способности:

              • — ум и рассудительность;
              • — творческий потенциал;
              • — умение принять нужное решение;
              • — логическое, структурное, системное мышление;
              • 5. Рабочие приемы:

              • — рациональность и системность в работе;
              • — умение максимально концентрироваться;
              • — умение принятия решений и снятия проблем;
              • — самоменеджмент;
              • — умение выражать свои мысли, вести переговоры;
              • 6. Физические возможности:

              • — активность и подвижность;
              • — энергичность;
              • — сила и здоровье.
              • 19 Требования к менеджеру

                Мы представляем себе менеджера как члена туристской
                организации, осуществляющего управленческую деятельность. Это
                главная фигура организации. Однако не все менеджеры играют
                одинаковую роль на фирме. Это связано с тем, что туристские
                организации отличаются одна от одной, и поэтому задачи и функции,
                выполняемые менеджерами, не идентичны.
                Во-первых, это выполнение функций по подготовке, принятию и реализации управленческих решений. Право принятия решений (в рамках своей компетентности) имеет только менеджер. Это главная его функция. Менеджер наделен правом принимать управленческие решения, он же несет и ответственность их последствия.
                Во-вторых, это информационная роль менеджера, поскольку для того, чтобы принять эффективное управленческое решение, необходимо получить и обработать достоверную экономико-управленческую информацию о развитии системы управления туризмом. Не зря говорят: кто владеет информацией, тот владеет миром. От того, насколько полной информацией владеет менеджер, насколько он может ясно и четко доводить нужную информацию до исполнителей, в большой мере зависит и результат его работы.
                В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя,
                формирующего отношения внутри и вне организации,
                мотивирующего членов трудового коллектива на достижение
                практических и стратегических целей организации.
                Менеджер — это та личность, за которой люди готовы идти, идеям которой они всегда верят. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять коллективом.
                Практика показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных и, наконец, повлиять на человека так, чтобы он захотел выполнить решение, принятое менеджером, — свидетельство

                того, что у такого лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.
                Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, — важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к такой деятельности.
                Для сравнения приведем квалификационные требования к менеджеру в Великобритании:

                1. понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления;
                2. способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;
                3. 3) ораторские способности и умение выражать мысли;
                  4) владение искусством управления людьми, подбора и
                  подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;
                  5) способность налаживать отношения между фирмой и ее
                  клиентами, управлять человеческими ресурсами, планировать и
                  прогнозировать их деятельность;

                  1. способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;
                  2. умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.

                  Теория и практика менеджмента туризма позволяет спроектировать некую модель современного менеджера (рисунок 2).

    Знание и умения ‘Г
    Личные качества
    Ограничения
    в
    саморазвитии
    к к Менеджер
    1
    Навыки и способности эффективно управлять Этические нормы
    Личные ресурсы
    1 к

    Рисунок 2 — Критерии-требования современного менеджера
    Знания и умения. Поскольку менеджер достигает результата своего труда, воздействуя на других лиц, то главные профессиональные знания, нужные менеджеру, находятся в области социальной психологии. Дополняет эти знания владение отраслью.
    Личные качества — нестандартное мышление, решительность и настойчивость в достижении цели, инициативность, умение выполнять обязательства и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, опрятность и аккуратность, умение расположить к себе, чувство юмора и хорошее здоровье.
    Этические нормы — это соблюдение норм, прежде всего деловой этики, т.е. этические нормы поведения менеджера в рыночной экономике, его нравственные принципы и идеалы. Применительно к туризму речь, прежде всего, должна идти о следующем:
    — максимизация прибыли не должна достигаться за счет разрушения окружающей среды;
    в конкурентной борьбе следует использовать лишь «дозволенные» приемы, т.е. соблюдать правила рыночной игры;
    — справедливое распределение благ;
    — личный пример соблюдения этических норм на работе и в
    быту;
    — дисциплинированность и моральная устойчивость.
    Личные ресурсы. Основными ресурсами менеджера являются

    информация и информационный потенциал в целом, время и люди. Умело используя эти ресурсы, руководитель получает высокие результаты, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им фирмы.

    Навыки и способности менеджера эффективно управлять.
    На эффективность управления влияют:
    — умение определить темперамент и характер подчиненных;
    — умение управлять собой;
    умение оценить и подобрать работоспособный персонал;
    — умение видеть и обеспечивать перспективу развития своего
    коллектива;
    — изобретательность и способность к инновациям;
    — высокая способность влиять на окружающих;
    — знание современных управленческих подходов.
    Ограничения в саморазвитии. Определенный интерес в этой
    связи представляет собой концепция ограничений. Идея ее состоит в том, что все менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны, что и является для менеджеров ограничением. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера. В связи с этим выделяются следующие одиннадцать потенциальных ограничений в деятельности руководителя.
    Неумение управлять собой. Каждый менеджер должен научиться управлять собой и общаться с подчиненными как с уникальным и бесценным ресурсом. Те руководители, которые не умеют управлять собой (правильно «разряжаться», бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки), ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.
    Размытые личные ценности. Менеджеры должны ежедневно принимать великое множество решений, базирующихся на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном виде. В результате этого эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится. Те менеджеры, у которых не определены собственные основные принципы и ценности, ограничены этой размытостью.
    Неясные личные цели. Есть менеджеры, которым не хватает ясности в личных целях, но есть и такие, кто проявляет

    необыкновенную собранность и сосредоточенность. Почему так происходит? дело в том, что одни хорошо знают, чего хотят, а другие — нет. Менеджер, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности, и ограничен этой нечеткостью.
    Заторможенное личное развитие. Способность к
    саморазвитию характеризуется не только постоянной учебой, но и умением внедрить в практику полученные звания. В связи с этим выделяют четыре основные стадии в жизни человека. 1-обучение; 2-включение; 3- достижение успеха; 4- профессионализм;
    Для менеджера важно получить признание, а для этого нужно постоянно повышать свое общее развитие. Отсутствие признания потенциала менеджера — главное ограничение. Руководители, которые не развивают свои способности, все чаще и чаще начинают избегать острых ситуаций.
    Неумение решать проблемы (принимать решения). Особый талант менеджера — это способность быстро и правильно принимать решения. Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты.
    Менеджер, страдающий таким ограничением, как недостаточность навыка решения проблемы, постоянно позволяет себе оставлять нерешенные вопросы на завтра. В результате накапливается большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии. Естественно, такой менеджер терпит фиаско.
    Отсутствие творчества в работе. Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации. Для достижения стратегических целей организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти на оправданный риск. В свою очередь, менеджер, обладающий относительно низкой изобретательностью, редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других творчески мыслить и использовать новые подходы в работе.
    Неумение влиять на людей. На многих людей производит впечатление властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и т.п.). Руководители, имеющие склонность к высокой влиятельности, одеваются соответствующим

    случаю образом, имеют убедительный внешний вид, ясно излагают свои мысли, уверены в себе, дают четкие указания.
    Менеджеры, имеющие низкую влиятельность, часто обвиняют других в том, что последние к ним не прислушиваются, а равные с ними по положению не считают их достаточно влиятельными. Недостаточно настойчивый руководитель не имеет взаимопонимания с окружающими, у него не развито умение выражать себя. Такой руководитель не может влиять на окружающих.
    Непонимание специфики управленческого труда. Менеджер
    должен добиваться результатов не личным трудом, а через труд
    других лиц. До тех пор, пока руководители не оценят эффективности
    своего управления другими людьми, высоких результатов в
    деятельности организации им не добиться. Менеджеры, недостаточно
    понимающие мотивацию работников, ограничены недостаточным
    пониманием сути управленческого труда.
    Низкие организаторские способности (неспособность руководить). Речь идет о способности менеджера «заряжать» энергией членов коллектива, о его умении оптимально организовать трудовой процесс. В данном случае мало кто признает вклад руководителя, поэтому моральное состояние коллектива быстро ухудшается. Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить.
    Не умение обучать. Каждый руководитель должен заботиться о
    повышении компетентности тех, кем он руководит. Хороший
    руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя.
    Повышение квалификации, в какой бы форме оно ни проводилось, —
    важнейший элемент управленческой эффективности. Менеджер,
    которому не хватает способности и терпения помогать развитию
    других, ограничен неумением обучать.
    Неумение формировать коллектив. Среди устойчивых групп людей, объединенных по признаку определенной, совместно выполняемой деятельности, важнейшая роль принадлежит трудовому коллективу. Известны признаки трудового коллектива: общность интересов всех его членов; общественно-полезная единая и личностно значимая цель; совместная деятельность по достижению этой цели; определенная организационная структура коллектива; наличие отношений «руководитель — подчиненный»; существование формальных и неформальных отношений.
    Слова и словосочетания:

    • руководство;
    • структура;

    • принятие решений;
    • компетентность;
    • информация;
    • человеческие ресурсы;
    • ранг;
    • характер.
    • Ответьте на вопросы
      1. Назовите требования, предъявляемые к современному
      руководителю.
      2. В чем суть концепции ограничений менеджера?
      3. Назовите и прокомментируйте ограничения в
      деятельности менеджера.
      Задание 1
      С данными словами составьте словосочетания с разными видами синтаксической связи.
      Руководство, система, деятельность, путешественник, организация, ресурс.
      Задание2
      Напишите свои личные качества, и сравните их с требованиями менеджера. Подумайте, сможете ли вы в будущем стать хорошим менеджером.

      Современный менеджер. Требования. Стиль руководства. Инновационный менеджмент

      Современный менеджер выступает как управляющий — дипломат — лидер — воспитатель — организатор — инноватор — человек. Основные требования к личности: компетентность (по Файолю: экономические, технические (отраслевые), управленческие знания), владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения, культура и способность и желание к самооценке.

    • Дипломат и образец поведения, символ организации, по которому судят об организации. Среди перечня менеджерских умений в последнее время на первый план все чаще выдвигается умение проводить переговоры. Современные менеджеры тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, которые могли бы продвигать производство, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, налаживание контактов с властями. Эти функции сродни функциям менеджера-маклера и требуют хорошо развитых дипломатических навыков.
    • Менеджер-лидер, организатор деятельности и носитель ответственности. В российской теории менеджмента пока крепко держится традиция разделять функции менеджера и лидера. Функции первого — профессионально осуществлять действия, необходимые для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы). Вторые должны вести за собой людей, их главная функция — обеспечение бесперебойной работы человеческой подсистемы бизнеса. Современное понимание функций менеджера требуют от него профессионального владения как тем, так и другим.
    • Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производства требования к персоналу возрастают. С одной стороны, сегодня персонал должен обладать повышенной технологической эрудицией, с другой стороны — высокой нравственностью. Техническому совершенствованию работников уделяется большое внимание. Нравственное воспитание как отлаженный механизм практически не существует. Между тем история показывает, что степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием экономического роста (этические системы оказываются мощным фактором экономического развития).
    • Менеджер-инноватор. Мир вступает в эпоху информационной культуры, и одна из главных функций менеджера — инновационная. Медлительность в ее исполнении грозит отбросить производство назад. Инновации необходимы, так как производительность труда и качество продукции легче и быстрее повышается при использовании новой техники и технологии.
    • Менеджер-человек. Менеджер — это личность, т. е. сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности менеджера.
    • Стиль управления – это относительно устойчивая совокупность характерных приемов и методов, используемых менеджером для оказания влияния в процессе управления. Стиль представляет собой индивидуальный «почерк» руководителя, отражающий его индивидуальные характеристики: привычную манеру поведения, используемый тип власти, степень делегирования полномочий, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал, особенности личности и др.

      Наиболее широко распространена следующая классификация стилей управления:

    • авторитарный (директивный) – характеризуется централизацией власти в руках руководителя, жестким контролем и ограниченными контактами с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов, команд и наставлений.
    • демократический (коллегиальный) – опирается на коллегиальность, делегирование полномочий, доверие, поощрение инициативы и творчества, сознательность, ответственность, гласность, вовлечение персонала в процесс управления.
    • либеральный (попустительский) – отличается низкой требовательностью, отсутствием контроля, конформизмом, пассивностью руководителя, уклонением от ответственности, предоставлением подчиненным полной свободы действий.
    • инновационный — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс. Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.
    • Соответственно стилю управления определяется тип менеджера: авторитарный (единоличный), демократический, инновационный и либеральный.

      Существует и другая классификация стилей: дистанционный, контактный.

      IT-менеджер компании – сотрудник, управляющий информационными процессами. Он разбирается не только в технических аспектах IT-среды, но и в вопросах ее взаимодействия с другими сферами: финансовой, кадровой, рыночной. Задача менеджера внутри фирмы: знать цели развития бизнеса компании, уметь представить бизнес-процессы для их автоматизации, осуществить правильный выбор информационной системы и рассчитать эффект от ее применения. Его внешние цели – обеспечить клиентам получение качественных ИТ-услуг или организовать продажу информационных продуктов.

      Особенности профессии

      IT-менеджер – относительно новая профессия. В некоторых организациях к ней долгое время относились пренебрежительно, а иногда должность менеджера по ИТ, наоборот, вводили ради соответствия модным веяниям. Нередко такой сотрудник имел техническое образование, но ничего не знал о менеджменте, или был менеджером широкого профиля, и слабо разбирался в информационных системах. На этот пост порой назначали бывшего системного администратора или оператора call-центра. Но его функция уже была определена четко – служить посредником между техническими специалистами и внутренними пользователями или внешними клиентами. Часть такая должность называется менеджер ИТ услуг.

      В 2019 году существование профессии признали официально – в России был утвержден профессиональный стандарт Менеджер по информационным технологиям (Утвержден Приказом Минтруда России №716н от 13.10.2019).

      Согласно этому документу, IT-менеджером считается сотрудник, в обязанности которого входит управление информационными ресурсами, сервисами, средой или инновациями. Это и директор ИТ-отдела, и начальник службы поддержки пользователей, и глава вычислительного центра – вплоть до государственного чиновника, отвечающего за развитие компьютерных технологий в регионе.

      В небольшой организации все перечисленные задачи могут быть сосредоточены в руках одного руководителя. В крупной IT-компании каждым вопросом занимается отдельный департамент.

      Трудовые обязанности

      Работа ИТ-менеджером предполагает исполнение следующих задач:

    • управление персоналом;
    • расчет бюджета информационной среды;
    • анализ удовлетворенности потребителей и клиентов;
    • разработка и обеспечение качественных ИТ-услуг;
    • переговоры с клиентами и поставщиками оборудования;
    • поиск и оценка инновационных технологий, предложение их внедрения;
    • определение сроков работы над IT-проектами;
    • реализация ИТ-стратегии компании;
    • планирование эффективной реализации IT-проектов;
    • организация взаимодействия ИТ-специалистов с другими работниками.
    • Образование и квалификация

      До недавних пор вузы предлагали обучение лишь отдельно в области IT или менеджмента. Однако скоро стало понятно, что компаниям нужны комплексные специалисты, обладающие междисциплинарными знаниями.

      Информационные технологии все больше стали влиять на коммерческую деятельность.

      Человек, отвечающий в компании за ИТ, должен знать, как рационализировать расходы и увеличить прибыль. Это обязывает сотрудников ИТ-отделов разбираться в вопросах менеджмента и финансах, управления персоналом и управления проектами.

      ИТ-специалисты должны уметь говорить на «одном языке» с другими функциональными менеджерами.

      В начале 21 века появилось новое образовательное направление подготовки бакалавров и магистров «Бизнес-информатика». Открытие этого направления обусловлено значительным влиянием информационных технологий на эффективность бизнеса. Наиболее востребованными стали именно ИТ-менеджеры, управленцы, обеспечивающие связь с потребителями, руководством через разработку ИТ-стратегии и оказание ИТ-услуг. Такие специалисты должны знать экономику, финансы, методики формирования команды, стратегического планирования и иметь хорошие базовые знания в сфере информационных технологий.

      Люди, имеющие высшее образование, могут без отрыва от работы повысить квалификацию и пройти подготовку ИТ-менеджера в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе профессиональной переподготовки «Управление ИТ и ИТ-проектами», программе МВА-CIO или второго высшего образования «Управление ИТ в бизнесе».

      При этом для карьерного роста, по-прежнему многое решает имеющийся практический опыт работы кандидата на повышение. Откликнувшись на вакансию, надо быть готовым рассказать о своих достижениях на прежних местах.

      Профессиональные навыки

      IT-менеджер ориентируется в компьютерной технике и программах, в принципах построения сетевой архитектуры, в основах программирования и создания информационных баз. Одновременно ему должно быть известно, как составить договор, подготовить отчет, рассчитать бюджет. Также он свободно чувствует себя при ведении деловых переговоров с партнерами и собеседований с соискателями.

      Менеджер ИТ услуг обязан быстро вникать в потребности аудитории, с которой ему предстоит взаимодействовать. Он должен переводить пожелания клиентов или руководства на язык, понятный техническим экспертам. Именно менеджер первым обязан понимать, как некая идея может работать на практике, и как этого достичь. Если менеджер координирует действия нескольких IT-команд – его цель свести их усилия в единое целое и позаботиться об успехе общего проекта.

      ИТ-менеджеру необходимы такие личные качества, как способность к лидерству, коммуникабельность, готовность постоянно учиться новому. Он должен профессионально оценивать риски, следить за достижениями ИТ-рынка, интересоваться новостями в своей сфере.

      Читайте так же:  Алименты с 20000 рублей