Афинский договор 2003

Выкл. Автор admin

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

  • Новые поступления
  • Журналы
    • ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛ
    • Арион
    • Вестник Европы
    • Волга
    • Дружба Народов
    • Звезда
    • Знамя
    • Иностранная литература
    • Нева
    • Новая Юность
    • Новый Журнал
    • Новый Мир
    • Октябрь
    • Урал
    • НОН-ФИКШН
    • НЛО
    • Неприкосновенный запас
    • НОВОЕ В ЖЗ
    • Homo Legens
    • Prosodia
    • ©оюз Писателей
    • День и ночь
    • Дети Ра
    • Зеркало
    • Иерусалимский журнал
    • Интерпоэзия
    • Крещатик
    • Новый Берег
    • АРХИВ
    • ВОЛГА-ХХI век
    • Зарубежные записки
    • Континент
    • Критическая Масса
    • Логос
    • Новая Русская Книга
    • Новый ЛИК
    • Отечественные записки
    • Сибирские огни
    • Слово\Word
    • Старое литературное обозрение
    • Студия
    • Уральская новь
  • Проекты
    • Вечера в Клубе ЖЗ
    • Египетские ночи
    • Премия «Поэт»
    • Премия Алданова
    • Премия журнала «Интерпоэзия»
    • Поэтическая премия «Anthologia»
    • Страница Литературной премии И.П.Белкина
    • Страница Литературной премии им. Ю.Казакова
    • Академия русской современной словесности
    • Страница Карабчиевского
    • Страница Татьяны Тихоновой
    • Авторы
    • Выбор читателя
    • О проекте
    • Архив
    • Контакты
    • 16–17 апреля 2003 г.

      16–17 апреля в Афинах состоялся неофициальный саммит Европейского союза. Центральным событием двухдневного форума стала церемония подписания Договора о вступлении в ЕС 10 государств – в т.ч. 8 стран Центральной и Восточной Европы (Венгрии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Чехии, Словакии, Словении), а также Кипра и Мальты. Объявленное 7 октября 2002 г. в 93-страничном докладе Еврокомиссии “К расширению Союза”, а затем повторенное на Копенгагенском саммите в декабре 2002 г. приглашение присоединиться к Союзу 10 новым членам венчает длительный и сложный 10-летний путь “От Копенгагена до Копенгагена”. Это был период непростых переговоров стран-кандидатов о вступлении в ЕС. Представительный состав делегаций Венгрии и Польши, включающих и бывших президентов, премьеров, глав МИД, как бы напоминал, что это соглашение – заслуга всех предыдущих правительств этих стран, начиная с “бархатных революций”.

      Торжественность момента была подчеркнута тем, что церемония подписания Договора проходила у подножия Афинского Акрополя, в древней Агоре, колыбели европейской цивилизации и демократии. Министр иностранных дел и исполнительный президент Европейского совета Георгиу Папандреу назвал церемонию “исторической вехой в эволюции Европейского союза, обретающего беспрецедентный масштаб и разнообразие – наше население увеличивается на 105 млн человек, а территория Европы увеличивается на 34%”.

      В церемонии приняли участие представители трех стран-кандидатов, которые пока не получили приглашения в Единую Европу, – Румынии, Болгарии и Турции, а также генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Каждый из руководителей 25 государств приветствовал форум 3-минутной речью. Министр иностранных дел Греции Папандреу заявил, что “подводить черту под расширением ЕС означало бы упускать возможность для Европейского союза и наносить жестокий удар по балканским странам, для которых перспектива членства в ЕС – важный стимул для проведения реформ, обновления, демократии и стабильности” 1 . О вновь принятых странах он сказал, что они вступают, “имея силу демократии за плечами”. Как председатель ЕС Греция поддерживает реформы, проводящиеся в Турции, и не исключено, что в декабре 2004 г. будет принято решение о начале переговоров о вступлении этой страны в ЕС, заявил министр.

      Подписанный 16 апреля договор – самый объемный документ за всю историю ЕС. Он занимает 4900 страниц, его полное название состоит из 44 слов. В течение нескольких месяцев группа международных переводчиков в Брюсселе переводила проект соглашения на 21 язык Евросоюза. Но чтобы не обидеть ни один из народов Евросоюза, для печати его сверстали так, чтобы он занимал одинаковое количество страниц на всех языках 2 . Странам-кандидатам еще предстоит получить одобрение своих народов на референдумах. Три страны – Венгрия, Словения и Мальта – уже сделали это. Кипр должен присоединиться к ЕС 1 мая 2004 г., однако соглашение о вступлении содержит положение, согласно которому европейские законы не будут действовать в северной части острова до решения вопроса о воссоединении Кипра.

      На саммите развернулась дискуссия и по работе Конвента будущего Европы, о Европарламенте и Еврокомиссии. Президент Европейского парламента Пэт Кокс в своей речи приветствовал идею об избрании президента Еврокомиссии и об утверждении состава комиссии Европейским парламентом, отметив, “что общественное мнение требует, чтобы комиссары всех стран–членов сидели за одним столом”. Он также назвал нецелесообразным избрание конференции (или Конгресса) членов национальных парламентов и Европарламента, выступив за продолжение системы демократического контроля правительств стран со стороны их парламентов, а Еврокомиссии – со стороны Европарламента. Президент Конвента будущего Европы Валери Жискар д’Эстен представил отчет о работе Конвента после Копенгагенского саммита и выделил следующие ключевые условия для разработки текста Конституционного договора, принятие которого запланировано на 2004 г.:

      — состав и число членов Еврокомиссии (после расширения до 27),

      — назначение и полномочия президента Комиссии,

      — назначение и функции “министра иностранных дел” ЕС,

      — роль конференции (конгресса) представителей национальных парламентов и Европарламента.

      К работе Европейской конференции 17 апреля 2003 г. на уровне глав государств и/или правительств были приглашены не только члены и кандидаты на вступление в ЕС, но также все государства, участие которых предусмотрено решениями Европейских советов, включая Швейцарию, страны европейской зоны свободной торговли, Украину, Молдову. А также Россия, участие которой президент Греции Симитис назвал “полезным”. На конференции было заявлено, что ЕС намерен развивать тесные связи с могучими соседями – Россией и Украиной, а Романо Проди подчеркнул, что расширение ЕС идет “не в духе эгоизма и отчуждения”, а “предлагая соседям более тесные отношения” 3 . Но все же, как подчеркивает “Гардиан”, концепция “широкой Европы” не порождает избыточных надежд на присоединение к ЕС Украины, Молдовы, России и Белоруссии.

      Одним из основных вопросов саммита стал иракский кризис. Участники саммита сдержанно приветствовали предложение Дж.Буша отменить санкции против Ирака. “Отмена санкций – цель, которую мы поддерживали в течение долгого времени”, – заявил Жак Ширак (Рейтер).

      На саммите были приняты следующие документы: Афинская декларация 16 апреля, Декларация Европейской конференции 17 апреля, а также обнародовано Заявление страны-председателя ЕС по Ираку (16 апреля). Ниже они приводятся в сокращенном варианте 4 .

      Мы, представители стран и государств Европейского союза, встретились сегодня в символическом месте у подножия Акрополя, чтобы отпраздновать историческое событие: подписание договора о присоединении к ЕС Кипра, Чешской Республики, Венгрии, Эстонии, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Республики Словакия и Словении.

      Наше достижение уникально. Этот Союз представляет нашу общую решимость положить конец столетиям конфликта и преодолеть прежние разделения нашего континента. Этот Союз представляет нашу волю вступить в новое будущее, основанное на сотрудничестве, уважении различий и взаимопонимании.

      Наш Союз представляет собой коллективный проект – проект нашего общего будущего как сообщества ценностей.

      Мы гордимся, что мы часть Союза, основанного на свободе, демократии и власти закона. Союза, приверженного уважению человеческого достоинства, свободы и прав человека. Союза, основанного на принципах веротерпимости, справедливости и солидарности.

      Неотъемлемая ценность этого проекта состоит в способности Союза наделять правами как своих граждан, так и стран-членов. Работая вместе, мы и наши страны можем надеяться, что будем противостоять вызовам завтрашнего дня.

      На пороге этого расширения мы подтверждаем, что Европейский союз должен сконцентрировать свои усилия на тех задачах, которые являются ключевыми для благосостояния, безопасности и процветания всех его граждан.

      Мы будем продолжать поддерживать и защищать фундаментальные права человека как в пределах, так и за пределами Европейского союза, включая борьбу против всех типов дискриминации по признакам пола, расы, этнического происхождения, религии или убеждений, нетрудоспособности, возраста или сексуальной ориентации.

      Мы будем работать вместе, чтобы стимулировать устойчивое развитие как в локальном, так и в глобальном масштабах, бороться с загрязнением окружающей среды и гарантировать лучшее качество жизни будущим поколениям.

      Мы подчеркиваем нашу приверженность динамичной и основанной на знании европейской экономике, открытой для всех, базирующейся на принципах устойчивого развития и полной занятости, но также на социальном участии и экономической сплоченности.

      Мы сделаем Союз подлинной зоной свободы, безопасности и справедливости и будем продолжать защищать каждую из этих ключевых ценностей.

      Мы будем уважать достоинство и права граждан третьих стран, живущих и работающих в ЕС. Ценности, о сохранении которых мы заботимся, предназначены не только для граждан наших стран, но свободны для всех тех, кто подчиняется законам наших стран.

      В этот исторический день, когда мы празднуем расширение нашего Союза, мы подтверждаем нашу приверженность Единой Европе, объявленную в Копенгагене, наше коллективное стремление продолжать развивать Союз, открытый к присоединению (inclusive Union).

      Присоединение – это новый договор между нашими гражданами, а не просто договор между государствами. Как граждане этого нового расширенного Союза мы провозглашаем наши обязательства перед гражданами стран-кандидатов. Мы также привержены развитию еще более глубоких связей и наведению мостов сотрудничества с нашими соседями с тем, чтобы будущее нашего сообщества, основанного на ценностях, разделялось и другими людьми за его пределами.

      Мы уверены, что Союз будет играть важную роль в мире. Мы будем работать ради более открытой и справедливой рыночной экономики и подлинно общего информационного общества, на благо всех, особенно народов, живущих в менее благополучных частях света. Для достижения этой цели мы будем непреклонно способствовать диалогу между цивилизациями и способствовать укреплению институтов глобального управления и распространению сферы действия международного права.

      Мы готовы взять на себя глобальную ответственность, будем поддерживать предотвращение конфликтов, справедливость, способствовать безопасному миру и защите глобальной стабильности. Мы полны решимости всемерно противодействовать глобальному терроризму и уничтожению оружия массового уничтожения. Для этого Союз будет продолжать усиливать свой гражданский и военный потенциал для укрепления стабильности вне своих границ и продвижения своих гуманитарных целей. Союз заверяет, что будет оказывать помощь ООН и ее усилиям обеспечивать международную законность и глобальную ответственность.

      Наш коллективный проект Европейского союза – проект динамичный. Сама его природа предполагает постоянное обновление. Мы ожидаем предложений Конвента будущего Европы и будущего пересмотра структур и членства в Союзе. Наша будущая Европа принадлежит всем ее гражданам, без всяких исключений.

      Мы заверяем о своей приверженности защите фундаментальных свобод, от которых зависит демократия. Демократический идеал должен стать той основой, на которой бы процветало наше сообщество ценностей, не только ради современных граждан, но и ради наших детей и их детей. Только через активное участие граждан и гражданских организаций Союз будет обретать все большую силу и легитимность…

      Наша Европа – это Европа для всех.

      Декларация Европейской конференции

      Страны-участники расширенной Европейской конференции с участием России встретились на уровне глав государств и правительств в Афинах 17 апреля 2003 г.

      Главы государств и правительств, участвующие в конференции, признали, что страны и народы Европы прошли большой путь к формированию сообщества ценностей, основанного на демократии, власти закона и уважении фундаментальных прав и свобод. Движение к нашим общим ценностям позволило нам создать связи доверия между странами и народами и постепенно установить и расширить процветание и безопасность. Нынешнее расширение ЕС свидетельствует о духе, преобладающем на нашем континенте, и выдвигает на первый план реальность политической и экономической взаимозависимости между Союзом и его соседями как на юге, так и на востоке.

      В этот исторический момент главы государств и правительств встретились, чтобы утвердить свою решимость бороться со всевозможными новыми разграничительными линиями, договориться о содействии политике сближения и постепенной интеграции в социально-экономические структуры между расширенным Европейским союзом и его соседями и об ускорении политической, экономической и культурной динамики на Европейском континенте и за его пределами.

      Главы государств и правительств подтвердили приоритетность создания зоны мира, стабильности, процветания и социального прогресса, а также усиления сотрудничества по вопросам, напрямую влияющим на жизнь всех граждан.

      В этом контексте они подчеркнули значение:

      – поддержания общих ценностей, включая уважение прав человека, фундаментальных свобод и власти закона,

      – предотвращения и борьбы с общими угрозами безопасности, включая организованную и транснациональную преступность, торговлю людьми, терроризм и болезни, передающиеся от человека к человеку,

      – стимулирования взаимной торговли и инвестиций, открытия рынка и постепенной интеграции в экономические структуры как между членами Европейской конференции, так и в глобальном масштабе,

      – поддержания интеграции в глобальную торговую систему… устойчивого развития, включая предотвращение экономических кризисов,

      – усиления культурного сотрудничества, свободного движения идей и контактов между людьми,

      – содействия транснациональному и трансграничному сотрудничеству…

      Страны расширяющегося ЕС и Россия приветствовали внутренние дебаты, которые велись в ЕС по политике нового добрососедства. Они приветствовали идею дальнейшего развития отношений с новыми восточноевропейскими соседями, так же как и отношений, которые ЕС установил со своими средиземноморскими соседями в рамках Барселонского процесса…

      Европейская конференция… будет продолжать уважать многообразие различных стран и регионов, учитывая “значение дифференциации и то, что страны, не входящие в ЕС, имеют различные отношения с Союзом и связанные с ним чаяния. …Географическая близость создает общие интересы и усиливает значение совместной деятельности” 5 .

      Албания, Австрия, Бельгия, Босния-Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Сербия и Черногория, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, Украина.

      Заявление страны-председателя ЕС по Ираку

      Европейский союз приветствует присутствие на саммите Генерального секретаря ООН и возможность обсудить с ним предстоящие действия в Ираке.

      На данной стадии коалиция несет ответственность по обеспечению безопасной обстановки, по оказанию гуманитарной помощи и защите культурного наследия и музеев.

      Народ Ирака теперь имеет возможность определить будущее своей страны и воссоединиться с международным сообществом.

      Международное сообщество может внести значительный вклад в этот процесс, в особенности:

      – ООН должна играть центральную роль, в том числе в процессе, ведущем к установлению самоуправления народа Ирака, с использованием ее уникальных возможностей и опыта в постконфликтном строительстве государственных институтов 6 ,

      – соседи Ирака должны поддерживать стабильность в Ираке и в регионе,

      – ЕС подтверждает свою приверженность значительной роли в политической и экономической реконструкции страны,

      – ЕС приветствует участие международных финансовых организаций, о котором говорилось в недавнем заявлении Большой семерки на конференции по Всемирному банку в Вашингтоне.

      ЕС приветствует назначение Генерального секретаря ООН в качестве особого советника по Ираку и ожидает дальнейшего усиления участия ООН в послевоенном Ираке, прежде всего в координации гуманитарной помощи.

      В рамках процесса региональной безопасности и стабильности ЕС подтверждает свою приверженность успешному завершению израильско-палестинского мирного процесса в соответствии с намеченными ранее сроками…

      Публикацию подготовил Константин Челлини

      1 Press statement Accession Treat Signing Ceremony 16/4/2003 www.eu2003.gr

      2 news.bbc.co.uk/hi/Russian/news/newsid_29955000/2955307.stm 17 апреля 2003 г.

      3 News.bbc.co.uk 18.04.2003.

      4 В переводе с английского сайта www.eu2003.gr

      5 European conference Press Statement 17.03.2003.

      6 На саммите ЕС (20–21 марта 2003 г.) в Брюсселе произошел раскол по Ираку. Противники войны (включая Францию) заявили, что Европа не обязана платить за послевоенную реконструкцию страны, но все же в резолюции также констатировался принцип “ключевой роли ООН во время и после кризиса”.

      16. Что представляют собой Договоры о присоединении 2003 и 2005 гг.?

      16. Что представляют собой Договоры о присоединении 2003 и 2005 гг.?

      Договор между Бельгией, Данией, Германией, Грецией, Испанией, Францией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Австрией, Португалией, Финляндией, Швецией, Соединенным Королевством (государствами — членами Европейского Союза) и Чехией, Эстонией, Кипром, Латвией, Литвой, Венгрией, Мальтой, Польшей, Словенией и Словакией относительно присоединения Чехии, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Венгрии, Мальты, Польши, Словении и Словакии к Европейскому Союзу (далее — Договор о присоединении) был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г.

      Договор о присоединении 2003 г. оформил так называемую первую волну современного расширения Европейского Союза. В соответствии с ним к Союзу присоединяются 10 из 13 государств-кандидатов, обозначенных в Ниццком договоре 2001 г.

      Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка Европейского Союза к расширению, вступил в силу за два с половиной месяца до подписания Афинского договора, 1 февраля 2003 г. Учитывая, что именно Ниццкий договор в своих положениях обозначил дату первой волны расширения Союза, можно говорить о том, что Договор о присоединении 2003 г. представляет собой логическое продолжение реформ, начатых в Ницце.

      Более того, Договор о присоединении является результатом почти десятилетней подготовки к небывалому по масштабу присоединению к Европейским сообществам и Европейскому Союзу сразу 10 стран Центральной, Восточной и Южной Европы, а также Кипра, территориально расположенного за пределами европейского континента.

      Важнейшей частью Договора о присоединении, общий объем которого чуть менее 2500 страниц, является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается Европейский Союз. Кроме того, составной частью Договора о присоединении 2003 г. являются 18 приложений, 10 протоколов, Заключительный акт, 44 декларации и Обмен письмами.

      Акт относительно условий присоединения в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства — члены Союза. В соответствии с ним 10 новых государств-членов присоединились ко всем учредительным договорам Европейского Союза и признали действующими на своей территории все акты, принятые институтами Союза, включая решения Суда Европейских сообществ (ст. 2).

      На новые государства-члены в полном объеме распространяются положения Шенгенских соглашений (ст. 3), а также всех актов, составляющих сегодня.

      Таким образом, Литва и Польша окончательно закрыли границы для свободного транзита граждан России через свою территорию по автомобильным и железным дорогам, связывающим Калининградскую область и другие субъекты Российской Федерации. Учитывая это обстоятельство, к Договору была приложена Декларация о транзите лиц между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации, которая определила создание специального упрощенного режима для целей такого транзита.

      Проблема обеспечения свободы передвижения лиц в новых границах Сообщества стала одной из ключевых на современном этапе расширения, хотя она и была вынесена за пределы основной части Договора 2003 г. и Акта относительно условий присоединения. Этому вопросу посвящены 11 из 44 деклараций, приложенных к Договору.

      В соответствии с актом новые государства-члены становятся сторонами всех соглашений, заключенных Союзом с третьими странами и международными организациями, в том числе и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Российской Федерацией 1994 г. Присоединение новых государств-членов оформлено специальным протоколом к нему.

      Новые государства-члены участвуют в экономическом и валютном союзе, созданном существующими государствами-членами, в качестве государств-членов с изъятием (ст. 4 Договора о присоединении). В этой связи необходимо признать ошибочным мнение, бытующее в средствах массовой информации, о том, что с присоединением к Союзу национальные валюты новых государств-членов заменяются евро.

      Акт относительно условий присоединения пересмотрел численный состав институтов и других органов Союза, с учетом квот новых государств-членов, содержавшихся в Протоколе о расширении, приложенном к Ниццкому договору. Сам Протокол утратил свое значение, так как наиболее существенные его положения воплощаются в жизнь Договором 2003 г.

      Помимо этого Акт относительно условий присоединения содержит технические и финансовые положения, связанные со вступлением новых государств-членов.

      25 апреля 2005 г. в Люксембурге был заключен последний на сегодняшний день Договор о присоединении — Договор о присоединении к Европейскому Союзу Болгарии и Румынии. Документ вступил в силу 1 января 2007 г. после ратификации сторонами (всеми 25 на тот момент государствами — членами Европейского Союза, с одной стороны, и Болгарией и Румынией, с другой стороны). С этого дня Болгария и Румыния стали новыми государствами — членами Союза, а состав организации возрос до 27 государств-членов.

      По своей структуре и содержанию Договор о присоединении 2005 г. в целом сходен с рассмотренным выше Договором о присоединении 2003 г.: основной текст Договора, прилагаемый к нему, — Акт об условиях присоединения, а также другие приложения, протоколы и декларации.

      Афинская декларация от 16 апреля 2003 г.

      16 апреля 2003 г. в греческой столице состоялось подписание Договора о присоединении к Европейскому Союзу десяти новых государств-членов – Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии. Это пятое по счету расширение Сообществ и беспрецедентное по своим масштабам. Планируется, что новый Договор будет ратифицирован государствами-членами и присоединяющимися государствами к маю 2004 г. Всего же Афинские соглашения насчитывают около 5000 страниц.

      По результатам Саммита, подписанты в качестве своеобразного резюме стороны провозгласили Афинскую декларацию, в которой отразили значение подписанного ими документа для развития Европейского Союза и процессов интеграции в Европе.

      16 апреля 2003 г.

      Мы, представители граждан и государств Европейского Союза, встречаемся сегодня в этом символическом месте под Акрополем, чтобы отметить историческое событие — подписание Договора о присоединении к ЕС Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии.

      Это уникальное событие. Этот Союз отражает нашу общую решимость положить конец столетиям конфликтов и преодолеть разделение континента. Этот Союз воплощает наше стремление к новому будущему, основанному на сотрудничестве, уважении многообразия и взаимопонимании.

      Наш Союз – это коллективный проект, проект будущего нашего сообщества как сообщества общих ценностей.

      Мы горды быть частью Союза, основанного на принципах свободы, демократии и верховенства закона. Союза, готового и впредь уважать человеческое достоинство, свободу и права человека. Союза, приверженного толерантности, правосудию и солидарности.

      Основная ценность этого проекта заключается в способности Союза предоставлять возможности как своим гражданам, так и государствам-членам. Вместе мы и наши страны можем надеяться на то, что мы сможем противостоять завтрашним вызовам.

      В преддверии расширения мы подтверждаем, что Европейский Союз должен сосредоточиться на тех задачах, которые имеют решающее значение для благосостояния, безопасности и процветания его граждан.

      Мы продолжим поддерживать и защищать фундаментальные права человека как внутри Европейского Союза, так и за его пределами, в том числе борьбу против любых типов дискриминации по половому, расовому, национальному, религиозному признакам или по убеждениям, ограниченным возможностям, возрасту или сексуальной ориентации.

      Мы будем работать вместе с тем, чтобы способствовать устойчивому развитию как на местном уровне, так и в глобальном масштабе, бороться с ухудшением экологии и гарантировать лучшее качество жизни для будущих поколений.

      Мы подчеркиваем нашу приверженность экономике Европы, динамичной и основанной на знании, открытой для всех, направленной на устойчивый рост и полную занятость, а также на социальную вовлеченность и экономическую интеграцию.

      Мы сделаем Союз подлинной территорией свободы, безопасности и правосудия и продолжим поддерживать каждую из этих основных ценностей.

      Мы уважаем достоинство и права граждан третьих стран, проживающих и работающих в ЕС. Ценности, которыми мы дорожим, относятся не только к нашим собственным гражданам, но и ко всем, кто соблюдает законы на нашей земле.

      В этот исторический день, когда мы отмечаем расширение нашего Союза, мы вновь подтверждаем нашу приверженность «Единой Европе», о чем было сказано в Копенгагене, наше коллективное желание видеть, как Союз превращается в союз для всех.

      Присоединение – это новое соглашение между нашими гражданами, а не просто между государствами. Как граждане этого нового расширенного Союза, мы провозглашаем нашу приверженность гражданам стран-кандидатов. Мы также готовы еще глубже развивать связи и мосты сотрудничества с нашими соседями и разделить будущее этого сообщества ценностей с теми, кто находится за его пределами.

      Мы считаем, что Союз играет важную роль в мире. Мы будем стремиться к более открытой и справедливой мировой экономике и глобальному информационному обществу, выгодному всем, особенно людям в менее благополучных частях света. В этой связи, мы будем неукоснительно развивать диалог между цивилизациями и бескомпромиссно содействовать укреплению институтов глобального управления и расширению сферы международного права.

      Мы готовы выполнять свои обязательства в мире. Мы будем способствовать предотвращению конфликтов, содействовать правосудию, прочному миру и поддерживать стабильность в мире. Мы полны решимости работать на всех уровнях для решения проблемы международного терроризма и ликвидации оружия массового разрушения. В этой связи, Союз продолжит развивать свой гражданский и военный потенциал для укрепления стабильности за его пределами и решать свои гуманитарные задачи. Союз заверяет в своей поддержке Организации Объединенных Наций и ее усилий по обеспечению международной законности и глобальной ответственности.

      Наш коллективный проект — наш Европейский Союз – это динамичный проект. В постоянном обновлении и в то же время черпании из наших богатых традиций и истории сама наша суть. Мы ждем предложений Конвента о будущем Европы и дальнейшего переосмысления как структур, так и членства в Союзе. Наша Европа будущего принадлежит всем ее гражданам без всяких исключений.

      Мы заверяем в нашей готовности защищать фундаментальные свободы, на которых стоит демократия. Демократический идеал должен стать краеугольным камнем для процветания нашего сообщества ценностей не только для нынешних граждан, но и для наших детей и внуков. Лишь при активном участии граждан и гражданских организаций будут укрепляться сила и правопорядок в Союзе. Вновь подтверждая нашу приверженность демократии как фундаментальной ценности, лежащей в основе Союза, мы считаем, что демократия является также и основополагающей задачей, стоящей перед нами сегодня.

      7. Общая характеристика процесса расширения Европейских сообществ и Европейского Союза. Афинский договор о присоединении 2003 года.

      После подписания Декларации о будущем союзе было принято решение образовать временный представительный орган – Евр. конвент.

      В 2003 г. в Афинах был подписан д-р между гос-ми-членами ЕС и 10 гос-ми-претендентами, кот. получил название Д-р о присоединении или Афинский д-р. Этот д-р представляет собой логическое продолжение реформ, начатых в Ницце. важной частью д-ра явл-ся акт, относительно условий присоединения и изменения д-ров, на кот. функционирует ЕС. Кроме того в д-р включены 18 приложений, 10 протоколов, 44 декларации и так называемый обмен письмами.

      На новых учстников (10 гос-в) в полном объеме распространяются положения шенгенских соглашений. Новые гос-ва-члены становятся автоматически участниками всех соглашений, заключенных Союзом с 3-ми странами.

      8. Проект Договора, учреждающего Конституцию для Европы. Европейский конституционный кризис.

      Логическим завершением работы Евр. конвента было принятие в июле 2002 г. проекта д-ра, учреждающего Конституцию для Европы.

      Конституция ЕС состояла из преамбулы и около 450 статей, разделенных на 4 части (1. конституционное развитие. 2. включала текст Хартии ЕС об основных правах. 3. политика и функционирование союза. 4. общие и заключительные положения). Изменения, вносимые Конституцией: 1. ликвидация 3 опор ЕС. 2. предусматривалось создание новых органов (Президент ЕС, Министр иностранных дел ЕС и т.д.). 3. перестройка системы правовых актов (Евр. законы и Евр. рамочные законы). 4. предусматривалась возможность добровольного выхода из ЕС.

      В 2004 г. проект Конституции был окончательно утвержден и передан для ратификации гос-вам-членам, однако на референдумах во Франции и Нидерландах Конституция была отклонена с преимущественным большинством.

      Для того, чтобы развиваться далее необходимо было серьезно упростить структуру органов ЕС, а также порядок принятия ими решений.

      9. Лиссабонский договор 2007 года (Договор о реформе).

      Изменения: 1. ЕС становится правосубъектным. 2. д-р изменяет ценности и цели ЕС. 3. изменения в структуре и порядке функционирования институтов ЕС: а) Евр. парламент – вводится новая система распределения голосов и мест (750+1; принцип снижающейся пропорциональности); Парламент осуществляет законодательные функции связанные с бюджетом вместе с Советом ЕС. б) Евр. Совет – становится полноценным институтом ЕС, состоит из глав гос-в или правительств, Председателя Евр. Совета и Председателя Евр. Комиссии. в) Совет ЕС – изменения в порядке принятия решений: квалиф. большинством явл-ся 55% членов Совета, представляющих не менее 65% населения. Блокирующим меньшенством становятся 4 гос-ва (с 2019 г.). г) Евр. Комиссия – с 2009 по 2019 г. формируется в порядке 1 представитель – 1 гос-во, с 2019 г. планируется сократить численность членов Комиссии до 2/3. д) вводится пост Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности. е) Суд ЕС состоит из Суда, Суда 1-ой инстанции и специализированных судов. 4. д-р расширяет перечень вопросов, голосование по кот. проводится по принципу квалиф. большинства. Единогласно принимаются решения по вопросам налогообложения, внешней политики, политики безопасности, принятия новых членов, распределения мест в институтах, принятия новых учредительных д-ров. 5. граждане ЕС получают право выступать с предложением к Евр. Парламенту или Совету изменить законодательство (1 млн чел). 6. текст Хартии ЕС об основных правах не включен в д-р, но явл-ся юридически обязательным. 7. решения по вопросам политики обороны принимаются единогласно, компетенция Суда на эту область не распространяется. 8. оговаривается возможность и процедура выхода из состава гос-в-членов ЕС.

      В афинской тюрьме Гусинский лег в больницу

      Арестованный в Греции Владимир Гусинский содержится в тюремной больнице, сообщил информационному агентству РИА «Новости» по телефону из Афин адвокат Гусинского Доминго Пласа. По словам адвоката, проблем со здоровьем у бизнесмена нет, но в тюремной больнице условия лучше, чем в остальной части тюрьмы. Как пояснил адвокат, там арестованному создадут «щадящие условия».

      Напомним: Гусинский был задержан в афинском аэропорту 21 августа. Генпрокуратура России обвиняет предпринимателя в мошенничестве, в результате которого государство потеряло около 250 миллионов долларов, и отмывании денег. Судьбу Гусинского будет решать министр юстиции Греции Филиппос Пецалникос — на основании доклада, который ему представит прокурор апелляционного суда. Кроме того, вопрос об экстрадиции бизнесмена должен решаться Советом апелляционного суда Афин. Дата его заседания станет известна после получения греческой стороной официальной просьбы об экстрадиции Гусинского в Россию.

      Лишь 25 августа бизнесмен был отправлен в афинскую тюрьму «Коридаллос». До этого дня он содержался в помещении для задержанных афинского аэропорта. Ухудшил или улучшил перевод в тюрьму положение Гусинского, пока неясно, так как о тюрьме «Коридаллос» поступают противоречивые сведения. Так, интернет-издание Gzt.Ru со ссылкой на данные правозащитной организации Human Rights Watch, тюрьма, в которой находится Гусинский, переполнена, а начальник ее известен своим скверным отношением к заключенным.

      Правозащитники утверждают, что вместо 480 заключенных в мужской части тюрьмы содержится 2200 человек, ее начальник Спирос Афанасопулос позволяет себе упрекать адвокатов за то, что те защищает преступников, а заключенные жалуются на администрацию, которая отказывается выдавать им одежду, подушки, мыло и даже туалетную бумагу. По данным Human Rights Watch, в тюрьме нет и кондиционеров.

      Между тем бывший заключенный тюрьмы «Коридаллос» Георгий Мирошник в интервью корреспонденту ежедневной газеты «Коммерсант», что тюрьма «Коридаллос» больше похожа на дом отдыха, чем на исправительное заведение». По его словам, условия в тюрьме неплохие, в том, блоке, где сам он провел год, на верхних этажах есть камеры на двоих, с туалетом, душем и телевизором. С 6 утра до 23 часов камеры открыты, решеток на окнах вообще нет, однако бежать никто не пытается.

      Как рассказал газете бывший заключенный афинской тюрьмы, кормят там неплохо. На завтрак дают круассаны, молоко, масло, белый хлеб, манную кашу. В обед – жареную курицу, картошку с мясом, отбивные, салаты, фрукты. Ужинают, как правило, жареной картошкой, яйцами и мясом. Ограничений в количестве еды нет, если кто-то хочет — может готовить себе сам, для этого на первом этаже тюрьмы есть кухня и магазины, которые работают 24 часа в сутки. В магазинах, по словам Мирошника, продается любая еда и всякие бытовые приборы — нет только алкоголя и наркотиков. А сигаретами тех кто курит, но не имеет при себе денег, снабжают бесплатно.

      Как сообщил Георгий Мирошник, заключенные носят не тюремные робы, а свою одежду. В церковные праздники все арестанты получают по две банки пива. В свободное время заключенные играют в футбол, теннис, шахматы. Нарды и карты запрещены, как и любые другие игры на деньги. Телевизор можно смотреть круглосуточно, он принимает несколько десятков каналов, есть большая библиотека (есть книги практически на всех языках). Адвокат может приходить каждый день. Свидания с родными – два раза в месяц, но им можно позвонить — в тюрьме есть 12 телефонов и продаются телефонные карточки.

      Добавим, что в тюрьме Гусинскому предстоит провести до полутора месяцев — предполагается, что лишь к тому времени будет решен вопрос об экстрадиции бизнесмена. Что же касается официального сообщения об аресте Гусинского, то, по данным информационного агентства РИА «Новости», утром 26 августа официальное сообщение греческой стороны было переведено на русский и начата подготовка документов об экстрадиции Гусинского в Россию. В соответствии с требованиями международного законодательства и договора о правовой помощи между Россией и Грецией все материалы, представляемые Генпрокуратурой греческим властям, должны быть переведены на греческий язык.

      Читайте так же:  Статья 90 ук